Путораны 2016

Mikhail Yanchenko

Часть без номера, просто рассказ о человеческом мужестве, или история «Дугласа».

Вот мы уже рядом с местом старта на Путораны, около пристани на реке Норилка. И сразу видим что-то интересное: стоит баржа, на барже лежит корпус старого самолёта, напомнившего мне ЛИ-2. Как оказалось, я почти не ошибся – это был Дуглас С-47, лицензию на производство которого закупили у американцев и выпускали под маркой ЛИ-2. На берегу – много народа, фотографы, даже телевизионщики снимают. Кое-что порасспрашивал, потом ещё материалы нашёл.
История такова.
Этот самолёт поступил в СССР по ленд-лизу. Работал на севере, перевозил пассажиров. Хорошо история изложена тут: http://ec-rgo-sfo.com/ekspeditsii/895-duglas-zhdet-pomoshchi

Меня в этой истории больше всего поразило следующее. Самолёт сел на вынужденную посадку. Сел удачно. До ближайшего жилья (Талнаха)– 180 км (это мы знаем сейчас, экипаж точно на знал, ошибка определения тогда была километров 20 – 30). 9 человек, самых сильных, ушли за помощью. Это у нас 23 апреля – весна. Там ещё вовсю зима, снега море, холодно. Командир, бортмеханик, бортрадист и 6 пассажиров-мужчин через 3 дня пошли за помощью. Двести километров по тундре – зимой, без дороги. Они погибли в пути, в 1953 году смогли найти только останки командира. Он прошёл 120 километров. Оставалось всего 60. Остальных, ушедших за помощью, не нашли совсем. Оставшиеся у самолёта были найдены 11 мая, их вывезли самолётом. В это время температура днём начала подниматься до нуля. Люди три недели, на холоде, почти без еды, выжили, вели дневник, писали прямо на самолёте. Оставались в основном женщины, дети. Никто никого не обвинял, не терроризировал. Все старались друг другу помочь, как могли. Оставшиеся у самолёта выжили все, получили только незначительные обморожения. Через 70 лет эвакуировали и самолёт.

Часть четырнадцатая или четвертая – продолжение через месяц.
«Страшный» город Норильск — 2.

Предупреждение.
Всё написанное про Норильск — личные впечатления. Никаких попыток обидеть город или жителей нет. Мало того, то, что удивляет, другим и быть не может (если хорошо подумать).

От места высадки с катера – у моста через реку Норилка – метров 200 до автобусной остановки маршрута «Талнах – Норильск». Пока ехали, спросили у водителя, где можно взять билеты на самолёт. Получили исчёрпывающее объяснение: «Сидите, я скажу, где выходить». Вышли прямо у агентства по продаже любых билетов: на самолёт, на теплоход, даже на поезд, но это уже на материке. Билеты купили быстро, в конце лета улететь из Норильска легко, но где-то надо прокантоваться два дня. Почему так долго? В субботу днём аэропорт закрывается и не работает до утра понедельника. Ничего не летает. Значит – ищем цивилизованное место ночлега. Начали с гостиницы – а там, естественно, аншлаг. Тётеньки с регистрации сразу созвонились с местным хостелом, договорились о местах, спросили, как будем туда добираться, заказали такси – всё менее чем за 5 минут. За всё им большое спасибо. Правда, сказали, что хостел расположен в соцгороде, место не очень, кругом заводы и жилья там уже нет. Сразу после заказа такси нам сказали – выходите, машина ждёт. И точно, машина уже стояла у подъезда. Выехали из города, заехали в «Кощеево Царство».

Кругом что-то льётся, дымит, отвалов тоже хватает. Поезда что-то везут рудное – город-завод во всём блеске.
Сам хостел расположен в бывшем общежитии ПТУ, но здание очень изрядно обновлёно. Разместились с удобствами. Есть всё – большая кухня (2 штуки), проблем с готовкой и приёмом пищи не было. Соответственно огромадный туалетный холл, весьма удобный. Наконец – ДУШ, да с горячей водой!
Но первым делом – город и его магазины. Надо купить пожевать вкусненького, посмотреть город и прикинуть культурную программу, раз мы тут. До города есть автобус, остановка рядом. Кинули вещички, разложили сохнуть катамаран, потом нам дополнительно дали обогреватель, чтобы он качественно высох. Направились в город. Немного побегали за покупкой сувениров (например, сырокопчёная колбаска из оленины). Город заметно изменился. Очень много свежепокрашенных зданий, но стоять им такими красивыми только до начала зимы.

Зимой ветер и снег как наждаком соскребут всю красоту. Погода – типичный конец лета для Норильска. Около +10, дождик. Запаха сернистого газа почти нет – дождём промывает. Но трубы вокруг торчат и теряются в облаках.

На ярком фоне очень выделяются брошенные дома.

Всё заполонено эмблемами Норникеля. Чувствуется, что здесь всё вертится вокруг него. Само здание Норникеля – главная доминанта Ленинского проспекта.

В общем, побегали по городу, благо он маленький, построили планы на завтра (музей и опять город) – и с сумками с закуской и тем, что к ней полагается, вернулись обратно в свои Палестины – праздновать и отдыхать. Конечно, стоимость этого продуктового набора весьма (раза в три больше) отличается от того, что нам привычно. Знали, куда нас гонит, но всё равно – земноводное прилагает значительные усилия к развитию явлений асфиксии. Но у земноводного ничего не получится – нас переполняет просто детская радость оттого, что МЫ – СДЕЛАЛИ – ЭТО!

p.s. Статуя В.И. Ленина стоит к городу спиной, лицом к заводам.

Часть четырнадцатая или четвертая – продолжение через месяц.
«Страшный» город Норильск — 3. Музей.

Предупреждение.

Всё написанное про Норильск — личные впечатления. Никаких попыток обидеть город или жителей нет. Мало того, то, что удивляет, другим и быть не может (если хорошо подумать).

Итак, воскресенье посвящаем музею и опять городу. Музей – первый этаж – он же зал – это рассказ о природе и истории края. Удивило, что первые разработки месторождения и выплавка первой меди начались ещё до прихода большевиков к власти. То есть большевики только продолжили, зато так активно! Естественно, что очень много материалов про Путораны. Но не только Путоранами богат музей. Хорошо упомянут быт местного коренного населения, много информации и о животном мире. Оказывается, что на Таймырском полуострове очень долго жила популяция мамонтов, и вымерла она окончательно около 2 тысяч лет назад. Представляете – Иисус мог посмотреть на мамонта, если бы захотел. И Александр Македонский если бы по дороге в Индию вначале бы завернул на Таймыр, то тогда с мамонтами раскатал бы индийских слонов в лепёшечку, да и жил бы долго и счастливо! А в настоящее время от мамонтов осталась только резьба по бивням.

А на втором этаже – часть про Норникель, а часть – про Норильлаг. Вот уж где весьма много специфической информации. Но это – следующий рассказ.

«Страшный» город Норильск. Музей – про это, или краткий взгляд на роль НКВД.

Итак – почти всё знаменитые люди пребывали какое-то время в Норильском лагере. Большой стенд посвящён геологам. Самое интересное – они туда приезжали, какое-то время работали на геологоразведке, после этого их арестовывали, судили (за вредительство, например) и – задумайтесь об этом театре абсурда – отправляли уже в виде заключенных работать там же, где они «вредительски уменьшали запасы полезных ископаемых по категории С1+С2», — продолжать активно вести вредительскую деятельность! На фото – некоторые представители этой геологической «вредительской банды» — в последующем доктора наук, заслуженные деятели науки и т.д.

Туча ироний судьбы – сидевший там Жжёнов, осужденный как шпион, потом играл в кино шпиона и перековавшегося резидента, знаменитый впоследствии астрофизик Козырев тоже там пребывал в очень грамотной компании.

Сидельцы кое-что и пописывали – см. на фото стилизованное под феню описание Испано-Нидерландского конфликта, автор – Л.Н. Гумилёв. Естественно, раз строим социализм – то надо шире развернуть социалистическое соревнование среди сидельцев, за дополнительную пайку.

В общем, выходишь из музея с очень сложным настроением. Но это надо знать.

Фотографии приведены с повышенным разрешением, чтобы было видно детали и можно было спокойно читать текст.

«Страшный» город Норильск. Музей – уже на выходе.

Конечно, никто не сомневается, что Норильск – это город высокой культуры. Но это надо было напоминать его жителям. По такому случаю было заготовлено много табличек, напоминавших о необходимости «держать марку высококультурного места», почти Бобруйска («цитата»: при этом присутствующие заохали; Бобруйск считался очень высококультурным местом). Парочку напоминалок можно предоставить и на всеобщее обозрение.

Часть последняя. Завершающий взгляд на Норильск и отлёт – с намёком.

Выйдя из музея, делаем очередной тур по улицам города. В этот раз нас занесло до мест, где могут исцелить душу или тело, а по-простому – к православному храму, детской больнице и мечети. Естественно, все эти постройки относятся к новейшему периоду, хотя детская больница будет чуть постарше. Всё выдержано в строгом духе, приличествующем месту.

Единственно, больница раскрашена в яркие цвета, на которых в суровую зимнюю пору глаз просто отдыхает.

А с мечетью получилась некоторая неувязка. На её строительство дали деньги богатые южные страны, они же и предоставили проект. Вот в этом и была накладка – не были учтены местные условия, и практически сразу после её постройки она начала трескаться. Её ещё год ремонтировали, снова открыли, но и сейчас она работает в режиме «по чуть-чуть». А рядом стоящему брошенному дому всё нипочём. Но его то строили с учётом местных условий.

На следующий день нам улетать, поэтому с вечера заказали «маршрутку к подъезду». Есть такая услуга в Норильске. Маршрутка собирает близкорасположенных людей, отправляющихся одним рейсом, и отвозит их к аэроплану.
Вот и наступило утро, потом оно перешло в день – а у нас тишина. Ни маршрутки, ни извещений от авиакомпании. Звоним в маршрутку – там нам сообщают, что вроде самолёт откладывают, точная дата отлёта неизвестна, но вы не беспокойтесь, «усё будет нормально»! А нам уже из хостела пора съезжать, а куда? Не волнуйтесь, успокаивают на стойке, оставайтесь в комнате, а не хотите в комнате – переходите в зал для отдыха. Главный вопрос в другом – сколько оставаться? Звоним в авиакомпанию (Авиалинии Таймыра, если что) – вежливо отвечают, что да, рейс откладывается предварительно до 8 или 9 вечера, но так как аэропорт работает только до 5, то они будут или договариваться с аэропортом, чтобы он продлил работу, или ещё что-нибудь придумают. В общем, Таймыр нас отпускать не хочет – видать, и нам он понравился, и мы ему. Согласовались с маршруткой, успокоились, пришла СМС-ка, что рейс откладывается до 20 часов 50 минут. Распаковались, приготовили поесть, поели, но на всякий случай решили никуда не отлучаться. И точно, через некоторое время приходит ещё СМС-ка, что время вылета изменяется и самолёт вылетит в 18 часов. Неплохая засада, да? Времени уже почти 4, до аэропорта ещё ехать, маршрутка где? Звоним туда, там они тоже на ушах, всё срочно «перетряхают», говорят, что маршрутка будет у нас через 15 минут, заодно благодарят, что мы позвонили сами. Лихорадочно собираемся, выходим в обговорённое время – маршрутка стоит у подъезда. Ещё минут двадцать крутимся по городу, добираем остальных, наконец вырываемся на шоссе к аэропорту. До вылета чуть больше часа, но мы успеваем. И вот тут звонок – вежливый голос девушки из авиакомпании интересуется, в курсе ли мы, что самолёт отлетает через час и чем нам можно помочь? Даже не знаешь, ругаться или смеяться? В общем, поблагодарили за беспокойство, сказали, что едем, должны успеть к окончанию регистрации. К аэропорту подъехали за 40 минут до вылета. Кроме пассажиров нашего рейса – никого, аэропорт уже полчаса как должен быть закрыт совсем. По радио громко читают фамилии тех, кто ещё не успел зарегистрироваться, и просят (!) не задерживаться. А дальше уже всё по накатанному. Рюкзаки перевзвесили, лишнее вытащили, отнесли на регистрацию, тут же на досмотр, ещё 10 минут перевести дыхание – и в самолёт. В полупустом салоне можно было выбрать место у окошка, чтобы сразу после взлёта увидеть тундровые озёра, реки. Чем-то зацепил этот суровый край, что так не хочется с ним расставаться. Ну что же, есть у нас тут ещё намётки посмотреть кое-что, если получится. До новых встреч, горы и водопады, реки и озёра, чистый и холодный воздух, радушные люди, строгий город!

Запись опубликована в рубрике Красноярский край с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.