НА СМЕНУ БУРЛАКАМ
Не одно столетие основной двигательной силой в судоходстве была бурлацкая артель. Затем ей на смену стали приходить механизмы и машины.
В 1813 году на Волге впервые появилась коноводная машина Поадеборна. Состав бурлацкой артели, однако, не уменьшился. Бурлаки посменно на лодке-завозке отвозили тяжелый якорь вперед на. 50 саженей от судна и бросали его в воду. Канат, с ним скрепленный, подавали на борт, где его заделывали на вороте. Лошади, вытаптывая палубу, ходили вокруг ворота и подтягивали судно к якорю. Затем все начиналось сначала. От 20 до 60 лошадей составляли коноводные караваны. За движущимися судами с грузом шли вспомогательные, со стогами сена для лошадей, с шалашами для обслуги. Количество перевозимых грузов резко возросло.
В 1815 году на Неве появилось первое паровое судно «Стимбот». Оно курсировало между Петербургом и Кронштадтом, собирая толпу любопытных.
В 1817 году паровое судно появилось и на Волге. Оно было построено в Пожевском затоне на Каме.
В том же году но Волге плавали уже два парохода. Однако послужили они недолго. На зимней стоянке днища пароходов пришли в негодность.
Через два года пароход с непривычно высокой трубой, выпуская густые клубы дыма, появился на Ладожском озере.
В 1820 году механик Берд в городе Мологе строит паровое судно «Волга». Его перекупил купец Евреинов, который в 1822 году обслуживал пароходами участок от Рыбинска до Нижнего Новгорода.
Плата за провоз грузов на пароходах была дороже в три раза, чем на судах с бурлацкой тягой.
Вот как описывают братья Чернецовы впечатления людей, увидевших первые пароходы:
«…Все всполошились и приведены были в изумление и ужас. Из этого дива выходил густой дым с огненными искрами, и оно производило страшный шум».
В 1843 году появилось пароходное общество на Волге. Оно располагало пятью мощными судами:
«Волга» 250 лошадиных сил
«Самсон» и «Геркулес» по 460 лошадиных сил
«Кама» 300 лошадиных сил
«Ока» 100 лошадиных сил
В 1846 году в Рыбинск из Самары пришел пароход с караваном, который вез 150 тысяч пудов груза.
На шлюзованной Шексне в 1860 году появилось колесное паровое судно «Смелый», построенное на судоверфи предпринимателя Милютина в городе Череповце.
Через год на Мариинке появились туера, первые суда с металлическим корпусом и паровой лебедкой. Для их эксплуатации от шлюза до шлюза по дну была уложена металлическая цепь. Ее свободный конец поднимали на борт и закрепляли за ворот, который вращался от паровой лебедки. Судно двигалось по цепи со скоростью три километра в час.
На Волге туера появились только в 1869 году, но конная тяга оказалась выгодней. Она сохранялась еще и в начале двадцатого века.
В 1879 году один из крупнейших рыбинских предпринимателей Н. Журавлев построил первую в мире наливную шхуну «Шексна» для перевоза нефти.
В 1903 году на Сормовском заводе было построено нефтеналивное судно «Вандал» с двигателем внутреннего сгорания, а в следующем году — его модернизированный вариант «Сармат».
В 1906 году паровой флот на Волге и ее притоках уже составлял свыше двух тысяч единиц судов.
…Рыбинский купец и городской голова Тюменев, беседуя с другими купцами, рассуждал: «Пароход есть дело мудреное и трудное в применении на неугомонной нашей реке. Я же, признаться, от этого выгод не вижу».
Время опровергло косные измышления купца, радеющего только о своих прибылях…