На Джазаторе (поселок Беляши) мы были дважды и дважды на УАЗиках отправлялись в одно из самых захватывающий мест горного Алтая: долину рек Аргут и Карагем. Тянет туда: удержаться невозможно.
Сама дорога туда и обратно является экстримом и приключением: путь лежит над пропастями, форсируются горные реки, камни и осыпи под колесами.
Пейзажи вокруг можно смотреть только с открытым ртом 🙂
Село Джазатор расположено в месте слияния рек Ак-Алаха и Джазатор, которые при слиянии и дают начало реки Аргут. Дорога из Джазатора вдоль Аргута ведет в поселок Аргут (Архыт), в нем всего 20 дворов и около 40 постоянных жителей. Аргут — самое отдаленное, самое труднодоступное село на Алтае. Место любопытное и для любителей природы. Аргут — это одно из немногих мест на Алтае, где сохранился снежный барс (ирбис). Здесь же обитает крупнейшая в Алтае-Саянском регионе группировка сибирского козерога.
Богата долина реки Аргут и археологическими памятниками. Курганные могильники здесь встречаются повсеместно, помимо курганов здесь можно встретить каменные оградки, балбалы, каменных баб, древние рисунки — петроглифы. Здесь такое обилие археологических памятников, что, понятно, что когда-то здесь просто кипела жизнь. Теперь места эти можно назвать дикими.
Кроме отдаленной деревни Аргут здесь попадаются жилища пастухов, которые обитаемы только в летнее время, т.к. на зиму скот перегоняют на плато Укок.
Но обо всем по-порядку.
Река Аргут начинается при слиянии Джазатора и Акалахи, т.е. в самом поселке Джазатор (Беляши).

начало дороги: вполне приличная лесная дорога
Здесь мы оставляем нашу машину и пересаживаемся на УАЗик. Дорога в Аргут каждый год разная: бывает, что можно проехать на высоком внедорожнике, а бывает, что и специально поднятые старые уазики еле-еле проезжают. Но рекомендуем не мучить свои машины, а ехать на местной, вместе с водителем. В 2015 году мы доехали без проишествий, а вот в 2016 году местный УАЗик при форсировании речки потерял выхлопную, сев на камень. Сразу при выезде из Джазатора висит табличка о том, что дорога не обслуживается, движение по ней закрыто:
Проехав через покосы, ручьи и лес дорога поднимается над Аргутом и начинаются великолепные виды и спепь Самаха. Забравшись на перевал, со смотровой площадки (с перевала Тьюмойнак (Верблюжья шея) степь Самаха видна во всей красе. Отсюда хорошо видно, как река Коксу вливается в Аргут.
После степи дорога идет по берегу Аргута, то спускается к самой реке, то по высокому крутому берегу. Затем начинается подъем к Карагемскому прорыву.
Карагемский прорыв. Здесь Аргут, имеющий огромный для горной реки расход воды, прорезает себе путь через Катунский хребет, образуя пятикилометровый узкий каньон, река здесь стремительная и опасная. В истории водного туризма известны несколько попыток прохождения этого сверхсложного препятствия ик сожалению многие из них закончились трагически. С дороги можно увидеть небольшой участок Карагемского прорыва, но и он позволяет оценить мощь реки.
После Карагемского прорыва начинается подъем на перевал. Отсюда обалденные виды на долину слияния Аргута и Карагема. Впереди узкая лента дороги, которая со стороны кажется ниточкой на крутом склоне. Далее дорога идет по краю горы: сверху камни, внизу пропасть. Едешь по ней: страшновато.
Затем спускается в долину и идет уже вдоль Карагема.
По берегам Карагема — заросли облепихи, тополя и лиственницы. Мост через Карагем:
Карагем немного пугает своей мощью, понимаешь, что если упадешь в реку, то не выжить. Много людей погибло здесь. Поэтому алтайцы и дали ей такое название: «Черное место».
Далее по правому берегу Карагема возвращаемся в долину слияния Аргута и Карагема и далее опять вдоль Аргута, уже более полноводного. Здесь очень красивые виды на пик Шенелю (3888 м), постоянно останавливаемся и фотографируем.
Очень странные остатки не то дороги, не то каких то укреплений. Местные не знают что это.
Слышим звук обвала на пике Шенелю. Судя по звуку и расстоянию обвал мощный, но лавину не увидели, значит обвал ниже: в середине или внизу горы.
Через несколько километров после слияния Карагема с Аргутом дорога, пригодная для автомобиля высокой проходимости заканчивается. Далее могут проехать только асы. Вот и мост через Аргут.
До моста идем пешком, очищая дорогу от валунов, чтобы проехал УАзик.
Вот фотка из интернета, мост с высокого берега:
За мостом начинается подъем на перевал. Дорога ужасная.
После перевала спускаемся в лес. Местность заболоченная. Понимаем, что ужасная до этого места дорога вовсе не такая ужасная. УАЗик месит грязь, прокладывая глубокую колею, Вот и река. Брод глубокий, огромные валуны посреди брода, крутой спуск с берега в реку, думали, что приехали. Но водитель просто виртуоз , проезжаем и это препятствие. Вот и село Аргут (Аркыт). Здесь несколько десятков домов, жителей около 40. Эта самая труднодоступная деревня Алтая. Жители раз в два месяца летом ездят в Джазатор за продуктами. Зимой сюда дороги нет, если нужен врач или скорая помощь, то вызывают вертолет. Электричество — генераторы. Живут натуральным хозяйством и продажей мяса (везут в тот же Джазатор и сдают заготовителям).
Дорога назад.
Проезжаем те же места, но ракурсы другие, на одном из бродов отрываем глушитель. После многочасовой тряской дороге поездка на своей машине по грунтовке кажется благом, даже не можем представить: как оно — ехать по асфальту. 🙂
Фотоальбом 2015 года здесь: http://kp74.ru/doliny-arguta-i-karagema.html