Путешествие к горам Тянь-Шань (Киргизия) 3 часть

Григорий Васильков

Часть 3. Выбраться из Киргизии или АД на Казахской таможне.

В последний день в Киргизии мы хорошенько выспались и отправились на Дордой – крупнейший вещевой рынок в Центральной Азии. Несмотря на то, что среди нас четверых была только одна женщина, Елена-таки уговорила поехать туда выбрать бейсболку ее племяннику. Как нам сказал хозяин квартиры, где мы остановились, на рынке много вкусных и недорогих точек питания, поэтому мы не стали завтракать, расплатились, вынесли вещи, загрузились в машину и поехали к открытию. Позже ехать туда на своей машине – это значит кружить в поисках места. Даже когда мы прибыли на место, то занимали уже одно из последних свободных.

Надо сказать, что Бишкек в час пик мало чем отличается от Челябинска – пробки в паре мест по направлению к центру и достаточно свободное, хоть и плотное, движение в сторону окраин. Другое дело, что здесь, как и в Алматы, очень много зелени. Тротуары много где отделены от дороги зеленой полосой, часто можно встретить и зеленую разделительную полосу. Приятно.

Припарковавшись у рынка, мы оставили Елену выбору бейсболок, а сами двинулись на поиски какой-нибудь аутентичной забегаловки. Долго искать не пришлось, и вскоре нас до отвала накормили вкуснейшим лагманом с блинчиками.

Как сказал Гриша, до самого вкусного лагмана, которым его накормили прошлым вечером в ресторане, этот не дотягивал, но я, как человек, сдуру взявший накануне бешбармак, скажу: лагман и здесь был отменный.

А затем мы пошли на знаменитый рынок Дордой. Ну, как рынок… Скорее, контейнерные склады с узкими проходами, грязью, кучей продавцов, зазывал, подозрительных личностей, грузчиков с громоздкими тележками, занимающими почти весь проход… Все в худших традициях 90-х. Представьте китайский или челночный рынок, умножьте его площадь в несколько раз и получите Дордой. Никакого восточного очарования, какое вызывает рынок в Стамбуле, например. Все очень и очень прагматично, как обухом по голове.

Хозяин квартиры сказал нам, что бишкекцы очень любят Дордой. Я, честно говоря, не очень понял, за что можно этот рынок любить, разве что там дешевле, чем в магазинах, а продают те же вещи, что и в магазине? Или вещи того же качества? В общем, не понятно. Как непонятно и то, как его можно не обойти за день. Множество однотипных торговых точек, торгующих плюс-минус одним и тем же. Понятно, что есть отделы, специализирующиеся на технике, есть те, которые работают с одеждой или сувенирами. Но, например, сувенирная продукция во всех точках совпадает процентов на 90. Я вот хотел купить флаг этой замечательной страны. Средних размеров, как всегда покупаю в европейских странах. А таких там нет. Либо мелкие, что стыдно, либо огромные, что некуда девать. Ну, деваться некуда, пришлось брать огромный флаг. Лучше так, чем никак.
На рынке у нас была задача по максимуму избавиться от местной валюты, потому что иначе куда ее еще девать, если через пару часов пересекать границу? Так вот, мне этого сделать не удалось 😉

Усталые после полутора часов на рынке, но с довольной Еленой, мы наконец двинулись в сторону границы. Ехать домой решили новой дорогой, через Кызылорду, т.к. встреченный нами на Балхаше дальнобойщик рассказал, что там сделали отличный автобан. Поэтому мы рассудили, что нам незачем возвращаться той же дорогой, что мы ехали до Алматы, особенно с учетом ее качества на протяжении 200 км. Соответственно, нашим КПП должен был стать не печально известный Кордай к северу от Бишкека, а Чалдовар к западу. По карте этого не видно, а по факту Бишкек с его пригородами тянется практически до самой границы, так что ехали мы долго. Не доехав 100 м до КПП, мы были остановлены смешным жезлом киргизского гаишника – в первый и в последний раз в этой замечательной стране! Как оказалось, мы ничего не нарушали, просто впереди граница 

Доехав до границы, я высадил пассажиров по требованию пограничников, т.к. там почему то пассажиры проходят границу как пешеходы, а сам принялся ждать. Машин было немного, но мы попали на пересменку, так что пришлось постоять на солнцепеке, перекинуться парой слов с погранцами, предложил им конфет, получил отказ, поговорить за жизнь с местным «смотрящим» за благосостоянием «пацанов» на зоне, а проще – попрошайкой, которому хоть сум, хоть рубль, хоть тенге – все в общак пойдет. Наконец, меня пропустили в зону досмотра, и я вздохнул с облегчением – тень! У офицера, досматривавшего автомобиль, возник только один вопрос – что за куст мы везем? Я напрягся, но, после короткого совещания, мне разрешили куст оставить. Как оказалось, Елена выкопала где-то в полях Киргизии некий цветок и собиралась привезти его домой.
Досмотр киргизской стороной закончен, почести отданы, ворота открыты – я на нейтральной территории. А там… Базар, форменный базар. Какие-то люди предлагают полис обязательного страхования на территории Казахстана, кто-то еще чем торгует… Удивительно, конечно, как они там работают. Между Россией и Казахстаном ничего подобного нет, это просто некая зона отчуждения. Пришлось стоять перед воротами в Казахстан (очередь, однако) и слышать всех этих продавцов, а тут подоспел и «смотрящий» и опять завел свою шарманку про Владимирский централ, ветер северный и вологодских пацанов. Даже местные страховые «агенты» сжалились и выгнали его в Казахстан 🙂

Наконец, я в Казахстане. Осталась пара формальностей, и можно ехать дальше. Но не тут то было! Это Казахстан, детка. Как можно быстро русскому выехать из Киргизии в Казахстан, это же нонсенс. Первый встреченный мной на территории КПП пограничник предупредил, что полный досмотр занимает много времени. Я решил уточнить, какие есть варианты, на что меня отправили на паспортный контроль. Выйдя с него, я пошел обратно к машине, попутно решив позвонить ребятам и предупредить их, что досмотр может занять некоторое время. Ко мне тут же подбежал местный офицер и сообщил, что звонить с территории КПП запрещено. Ну, запрещено так запрещено. Сел в машину. Там – жара. Решил хотя бы выйти потоптаться вокруг, пока жду – оказалось, нельзя. Елки-палки. Сидел с кондиционером. Мимо проезжали все новые автомобили с казахскими и киргизскими номерами, а я все стоял. На яме в это время была российская машина. Как оказалось, мне нужно было дождаться окончания ее досмотра! А ведь передо мной была еще одна российская машина, кстати, тоже из Челябинска.

По прошествии двух с половиной часов нас обоих, наконец, загнали на яму. Попросили все выгрузить из машины. Я выгрузил. Сказали снимать сиденья. Я сделал вид, что не понял. Тогда мне предложили позвать пассажиров и перетаскать все вещи в здание досмотра. Я спросил, могу ли я сделать звонок, на что последовало благодушное разрешение. Ге ни аль но! Ребята не заставили себя ждать – они все это время сидели в кафе сразу за КПП. Все перетаскали, по конвейерной ленте пропустили. Все? Как бы не так! «Из какого металла изготовлена ваша кружка?» — спросила пограничница у Гриши. Ответом была «Жесть». Последовала небольшая перебранка, суть которой заключалась в том, что Грише предлагалось предоставить документы на кружку, подтверждающие, что она действительно изготовлена из жести, а не из какого-нибудь дорогого металла, например, иридия или платины. Немного невежливо послав ее, мы отнесли все вещи в машину, получили добро на выезд от веселых пограничников (лучше бы работали так, как ржали) и, наконец, отправились в дальнейший путь.

Время уже было далеко за полдень, а проехали мы всего ничего, так что вся культурная программа, которая могла бы у нас быть, отпала сама собой. С горами прощались до самого вечера – все время они виднелись где-то вдалеке… Дорога действительно была очень хорошая – практически везде две или три полосы в каждую сторону, отбойник. Не обошлось, правда, без ремонтируемых и строящихся участков, так что где-то пришлось ехать через деревни, где-то по разбитой грунтовке. Но в основном все-таки ехали по замечательной дороге, и пореже, чем на пути в Киргизию, встречали святую Троицу казахской дорожной полиции «90-70-50», хотя и этого добра хватало. Посмотрели на букинге, где будет удобнее заночевать, и выбрали отель в Кызылорде.

Стемнело. Мне жутко захотелось спать. Как назло, спать захотелось всем. Пришлось даже остановиться один раз и минут двадцать побегать и выпить чаю, чтобы взбодриться. Помогло. Минут на десять. И это при том, что на заправке в Туркестане я выпил кофе. Проблем добавляли бракованные знаки, выполненные из какого-то светопоглощающего материала. Даже с близкого расстояния на скорости не всегда было понятно, что именно изображено на знаке.

Короче, доехали, и ладно. Во дворе отеля наблюдали картину, как некая полуголая девица потащила какого-то полу-спящего пьяного мужика в баню. Ну, а что? Два часа ночи, окраина города, на улицах – ни души. Когда еще мужиков в баню тащить?
Заселились и отрубились.

Григорий Gunslinger Васильков
Александр Салихов

Предыдущие части:
Часть 1. По бескрайним пустынным степям Казахстана
Часть 2. Путешествие к горам Тянь-Шань (Киргизия) 2 часть. Сквозь горные реки к высоким скалам

Запись опубликована в рубрике Киргизия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.