Глеб Травин

Глеб ТравинПубликацией Глебе Травине, мы начинаем серию «великие путешественники», призванную не забывать, что тяга к путешествиям, приключениям и открытиям будет в роду человеческом всегда.

Путешественник Глеб Травин — герой или выдумщик. Споры о его авантюрном путешествии длиной в 85 тысяч километров не утихают. Действительно ли оно было таким длинным, мог ли человек без отдыха ехать почти три года в день по 70-80 км, как он преодолел на велосипеда места, где и пешком то не пройти и вообще: было ли это путешествие?

travin2

Все великие путешествия и открытия делались под покровительством сильных мира сего, были великолепно пропиарены и детально описаны. А если ты сам, без поддержки и газетной шумихи покоряешь необъятные просторы ? Так ли важно: будешь ты героем или все про тебя забудут? Ведь главное в жизни каждого пройти свой путь по зову души, по велению сердца и разума. А известность не так уж и важна.

travin3

«85 тысяч километров на велосипеде вдоль границ Советского Союза. 40 из них — по побережью Северного Ледовитого океана, от полуострова Ямал до мыса Дежнева — безумие, на которое не отважился ни один человек за всю историю. Если бы дело происходило в Америке, про Глеба Травина давно сняли бы с десяток фильмов, но судьба сложилась так, что сейчас имя Травина практически забыто.» — так пишут об этом человеке современные журналисты, делая акцент на том, что путешественник должен быть известен. А нужно ли это самому путешествующему?
Давайте прочитаем его историю и самостоятельно поразмышляем, что там правда, а что вымысел.

travin4

В 1928–1931 годах молодой житель Камчатки, электрик, спортсмен, командир запаса Г. Л. Травин совершил необычайное путешествие. Он проехал на велосипеде вдоль границ Советского Союза, включая и арктическое побережье страны.

travin10

нажмите для увеличения

Известно, что Глеб Леонтьевич Травин родился 28 апреля 1902 года в селе Касьево Псковского уезда. Отец его был лесником. В Псков семья переехала в 1913 году. Отец научил Глеба главному, а именно науке выживания: находить еду и ночлег в лесу и в поле, питаться, по необходимости, сырым мясом. В 1923 году в Псков прибыл голландский велосипедист, объехавший всю Европу. Под впечатлением знакомства с ним Травин задумал совершить более длительное и тяжелое путешествие. На подготовку ушло пять лет, во время которых Травин проехал тысячи километров по псковской земле. Изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело. После службы в армии уехал на Камчатку, где продолжил тренировки.

Молодой командир Красной армии, только что уволенный в запас, электрик, претворявший в жизнь план ГОЭЛРО на Камчатке, романтик, мечтавший вместе с друзьями об использовании энергии камчатских вулканических сопок. 26-летний Глеб Травин и на Камчатку попал весьма авантюрным способом — после армии воспользовался правом бесплатного проезда на родину, но в качестве родного города назвал Петропавловск-на-Камчатке. Травин мечтал о кругосветном путешествии. Понял, что выехать из страны не разрешат, изменил планы и задумал объехать вдоль границ молодого Советского Союза. Объявив свой поход пропагандой физкультуры, под шумок первой пятилетки Травин выпросил у исполкома Петропавловска-на-Камчатке отличный американский велосипед, который специально для него был доставлен на пароме — дорожный Princeton, модель 404, а также японский Kodak — с его помощью было сделано немало уникальных кадров, из которых уцелели очень немногие. Значит представители советской власти были не против и даже поддержали путешественника как смогли.

В велопутешествие Глеб отправился 10 октября 1928 года. Велосипедист выехал из Владивостока, добрался до Хабаровска и повернул на запад — вдоль Транссибирской магистрали к Байкалу.

От Новосибирска — на юг, в пустыни и горы — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан.

Достиг Каспия, пересек его на пароме, перевалил через Кавказ, добрался до европейской части страны — этот огромный отрезок Травин вспоминает как приятную прогулку.

В ноябре 1929 года путешественник добрался до Мурманска. Оттуда начался отрезок пути в 40 тысяч километров, которые он проедет вдоль побережья Северного Ледовитого океана, большую часть пути — прямо по его гладкой замерзшей поверхности. Вот тут нестыковка. Все мы смотрели фильмы про полярные экспедиции. Поверхность океана трудно назвать гладкой, хотя есть и ровная замерзшая поверхность, но в любом случае, на пути путешественника должны быть многочисленные препятствия для езды на велосипеде.

travin7

travin8

travin9

Правда в том, что всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке Травин преодолел те сколько на велосипеде, сколько по большей части на охотничьих лыжах и собачьей упряжке.

В июле 1931 года Травин добрался до мыса Дежнева — крайней точки северо-восточной части России. Там он соорудил скромный памятный знак в честь окончания полярного перехода и сразу же принялся отправлять телеграммы — вновь просил разрешения выехать за границу, чтобы не медля продолжить путешествие — проехать по западному побережью обеих Америк, достичь Огненной Земли, переправиться в Африку, пересечь Сахару и Аравию, оттуда — в Индию и Китай, чтобы через Тибет и Монголию вернуться в Россию. Ответная телеграмма в выезде отказывала и предлагала с ближайшим судном вернуться в исходную точку своего путешествия. В августе на китобойном пароходе Травин вернулся на Камчатку.

Вот такая короткая хронология. Но что на самом деле испытал и преодолел путешественник могут поведать только его дневники. Но дневников не сохранилось. Паспорт-регистратор с отметками о посещении тех или иных населенных пунктов, хранящийся сегодня в Псковском музее-заповеднике, едва ли не единственное письменное доказательство проделанного Травиным пути.

«Их могло быть трое. В путешествие вдоль границ СССР первоначально собирались отправиться трое демобилизованных друзей – командиров Красной Армии. Они вместе заказали три совершенно одинаковых американских велосипеда, три паспорта-регистратора для отметок в пути. Но в дорогу отправился только Травин. Крепкий, здоровый, коренастый Глеб за три года не раз был на грани гибели. Он тонул с велосипедом, примерзал ко льду, дрейфовал на льдине, голодал, сильно обморозился и был вынужден ампутировать себе несколько пальцев на ногах, сражался с белым медведем. Обо всех перипетиях своего пути он рассказал позднее журналисту ТАСС Александру Харитоновскому (см. его книгу «Человек с железным оленем»).» — вот только со слов Травина или его близких мы сейчас имеем возможность хоть что-то узнать об этом путешествии.

Подробно о путешествиях Травина изложено в двух книгах: «Человек с железным оленем» Александра Харитановского, а также очерке Итина «Земля стала своей». В деталях они часто расходятся, и теперь уже не узнать, чье описание ближе к истине.

«Жесткий режим — не менее восьми-десяти часов в седле, еда и вода два раза в день — в шесть часов утра и в шесть часов вечера. Ел то, что мог добыть на местности охотой и рыбалкой, спал ровно там, где застанет ночь, на голой земле, подложив под голову свернутую куртку.»

«Проснувшись после ночлега в районе острова Долгий, Травин обнаружил, что его сапоги и нового меховой комбинезон, которым он разжился в одном из северных селений, вмерзли в лед — спал он, как обычно, зарывшись в сугроб, ночью из трещины выступила морская вода, пропитала шерсть и застыла. При помощи ножа Травину с трудом удалось выбраться, но вещи были безнадежно испорчены — комбинезон превратился в лохмотья, насквозь прорвалась подошва сапог, которые и без того уже приходили в негодность. Почти сутки велосипедист без остановки мчался в поисках жилья. Когда, наконец, Травин ввалился в ненецкий чум, ноги были сильно обморожены. Опасаясь гангрены, он решил, что потемневшие и распухшие большие пальцы лучше ампутировать, и тут же отрезал их ножом. Глядя на это, ненцы решили, что перед ними не человек, а дух. Так по окрестностям распространилась весть — едет по тундре сам черт на железном олене. Сам питается древесным углем, а оленю и вовсе не нужна пища.»

travin5

«Во время путешествия по Средней Азии взяли в плен басмачи. Своим освобождением был обязан белогвардейскому офицеру.»

Помимо баек писателей и журналистов о Травине, в т.ч. в произведении А. Харитановского «Человек с железным оленем», изданном в 1959 и 1965 годах, маршрут Травина оценивается в 85 тысяч километров, однако при такой протяжённости Травин должен был проезжать ежедневно в течение трёх лет в среднем по 77 км, что не согласуется с цифрами, полученными при восстановлении маршрута на основании данных маршрутной книжки-регистратора.

На основании данных Регистратора Травина, хранящегося в Псковском государственном музее-заповеднике, на кораблях были пройдены следующие участки маршрута:

Петропавловск-Камчатский — Владивосток, 10 — 23 октября 1928 года, 2600 км.
Красноводск — Баку, 26 — 28 июля 1929 года, 280 км.
Ростов-на-Дону — Ялта, 22 — 26 августа 1929 года, 580 км.
Остров Вайгач — остров Диксон, 20 августа — 11 сентября 1930 года, 850 км.
Залив Лаврентия — Усть-Камчатск, 30 сентября — 17 октября 1931 года, 1900 км
Всего на кораблях пройдено 6210 км.

Возможно, преодолёнными на кораблях являются участки:

Мурманск — Архангельск, 21 ноября — 5 декабря 1929 года, 820 км. Для прохождения этого участка Травин должен был переправиться через пролив Горло, отделяющий Белое море от Баренцева, однако пролив большую часть зимнего времени года покрыт дрейфующим льдом, также через этот пролив осуществляется навигация судов с портом города Архангельск, в зимний период проводка судов осуществляется с помощью ледоколов.
Усть-Камчатск — Петропавловск-Камчатский, 17 — 24 октября 1931 года, расстояние по береговой линии 560 км, по дороге 737 км.

Что же написано и снято в итоге о путешественнике?

Путешествию Травина посвящён очерк Вивиана Итина «Земля стала своей», опубликованный в журнале «Сибирские огни» и книге «Выход к морю» в 1935 году.

В 1960 году вышла книга А. Харитановского «Человек с железным оленем. Повесть о забытом подвиге», выдержавшая несколько переизданий.

В 1981 году режиссёром Центрнаучфильма Владленом Крючкиным снят документальный фильм о Травине.

Велосипед, винчестер, компас, уцелевшие документы и фотоматериалы Травина хранятся в Псковском музее-заповеднике.

Запись опубликована в рубрике путешественники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.