Кай — горловое пение, распространённое среди коренных жителей Алтая, в частности, народа теленгитов.
Кай – самый древний вид искусства алтайского народа, самостоятельный музыкальный жанр. Это не только пение, но и уникальное исполнение, а местные жители Алтая трактуют Кай как пение души, которое объединяет человека с окружающим миром.
Горловое пение — это феномен горных и степных культур: кочевник, путешествующий между горами Монголии, Алтая и Тувы так выражал свое восхищение, красотой гор, подражая звукам природы и животных.
Горловое пение выступает в сочетании с национальными музыкальными инструментами, такими как комус, топшуур, бубен, что усиливает его необыкновенное воздействие. Горловое пение – уникальная техника пения, когда певец одномоментно воспроизводит сразу две ноты: основной тон и обертон. Звук рождается не в гортани, а где-то в глубине тела, и, поднимаясь через грудную клетку к горлу, приобретает насыщенный оттенок. К силе низких частот прибавляется и резонатор грудной клетки, и диафрагма и мышцы живота. Таким образом, получается петь одновременно двумя, а то и тремя голосами.
Среди исполнителей горлового пения на Алтае есть представители как старшего поколения, так и молодые музыканты, разнообразен состав исполнителей: от соло до ансамблей.

Фото: Геннадий Александров
На фото выше — теленгитский кам (шаман) Алексей Кимович Асканаков и кайчы Алексей Калкин, внук великого сказителя. Со склонов священной горы Кара-Кайя разносится алтайский кай и пение струн топшуура. Кай – это разговор с духами-ээзи его гор и рек. (п. Улаган, Республика Алтай).
Горловое пение: Тадыров Мерген и Олег Асканаков:
Вот, что пишут о горловом пении сами исполнители:
«Традиционное горловое пение КАЙ — древнейшее сказительское искусство, а звуки извлекаемые исполнителем заимствованны у природы и благоприятно воздействует на организм человека, очищая и укрепляя его энергию. Они несут в себе ко всем приходящим то спокойствие, которого так не хватает в повседневной суете. Соприкоснутся с ритмом природы, к слиянию с природой, благостного состояния, приобрести внутреннюю гармонию, вливает заряд положительных эмоции которое сохранит вашу хорошую энергетику на долгое время.»
Виды традиционного горлового пения, перенятые исполнителем у природы.
1) Каркыра – подражает шуму водопада и играющего ветра, создавшего турбулентность. Энергия воды и ветра в организме — энергия клеток под названием Jимурун чувствуется телом мелкой дрожью.
2) Комей — подражает силе холода в природе. Энергия холода защищающего тела от различных негативных энергетических воздействии под названием Курчу: чувствует тело холодок.
3) Сыбыскы – подражает пение осеннего марала звуком флейты. Энергия добра – Ийде, энергия пополняющая энергию Солнечного сплетения которая передается с благопожеланием.
Большинству людей после слушание горлового пения, снятся цветные сны во многих случаях предвещающие:
Заяц — успех и удача Умываться в чистой воде – к здоровью Медведь — вы получили Алтая защиту Собака — близкий друг Оказаться в природе – духи вас оберегают |
Табун лошадей — спокойные времена Летать — ваша энергия очистилась Плакать — к большой радости Рыба – прибыль (большая к большей) Вы умерли- долгая жизнь (знакомые-их жизнь) |
Конь с седоком — проблемные времена Нагая женщина- потери (деньги, имущество) Лиса- вас хотят обмануть (или обманывают) Волк- коварные люди Играть музинс -ругань Стрелять из ружья- большой скандал |
Где на Алтае можно послушать горловое пение?
На фестивалях этнической музыки, которые проводятся здесь регулярно. Но если вы путешествуете, когда фестиваль не проводится?
Тогда ищите мастера-исполнителя.
Например, в долине Чулышмана, рядом с турбазой Каменные грибы находится айил горлового пения. Здесь Алексей (Олег) Кимович Асканаков, пятикратный лауреат 1- степени, обладатель Гран-при Международного курултая Сказителей- 2013, Мастер горлового пения — КАЙЧИ исполняет горловое пение трех видов с игрой на топшуре, проведет беседу.
Даем его реквизиты:
тел. ( 8-913-691-69-06 ) — Олег
(8-983-329-08-10) – Людмила
askanakov.oleg@yandex.ru
продолжительность выступления 40-45 мин, стоимость- 300 руб. с человека.
Программа выступления:
1 — На алтайском языке благословение топшура 5-мин.
2 — Исполнение эпоса МААДАЙ-КАРА на русском языке, Сказителя, Гомера 20 века А. Г. Калкина переведенного более, чем на 40 языков, в том числе на русский — 192 строик 30-35 мин.
3 — Благопожелание на хороший, приятный отдых и легкую дорогу (на алтайском языке) 5 мин.
Из благопожелания через горловое пение:
«Кто слушал КАЙ и вознаградил КАЙЧИ, тому Алтая Благословения.
Чтоб отдых был приятным и здоровым, сопутствовали удача и успех, путь легкий и счастливый.»
Видео других исполнителей: