Как беглый татарин колыбель рода Романовых основал

Ипатьевский монастырь

Если верить самому популярному мифу, то 27 марта 2015 года исполняется ровно 685 лет с того момента, как татарский военачальник Чет, променявший Золотую Орду на Москву, основал легендарный Ипатьевский монастырь.

Просто удивительно, как одно место, находящееся на почтительном отдалении от центра всех важных событий, может в корне изменить всю историю такого великого государства, как Россия. Речь идёт об Ипатьевском монастыре. Отсюда есть пошёл не только род Годуновых, увенчавшийся недолгим царствованием Бориса Годунова, но и род Романовых, который прервался лишь в 1917 году, когда революционеры расстреляли всю царскую семью. Сюда же неизменно приезжали все три президента России.

27 марта 2015 года монастырю исполнилось 685 лет. Правда, дата основания, упомянутая в легендах, 1330 год, до сих пор часто оспаривается учёными. Но, пока не появилось убедительных доводов её ошибочности, будем придерживаться именно самой популярной версии.

Ипатьевский монастырь

Палаты бояр Романовых в Ипатьевском монастыре

Татарский след

Чтобы по-настоящему осознать всю значимость Ипатьевского монастыря для России, придётся проследить всю его историю от момента основания в 1330 году. Интересно, что монастырь основал бывший татарский военачальник Чет, который из Золотой Орды в 1330 году пришёл в Москву на поклон к великому князю Ивану Калите и принял крещение, отказавшись от своей веры. В ответ Калита даровал новокрещённому Захарию землю под Костромой.

Место было выбрано не случайно. Согласно легенде, ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление им на этом месте был основан Ипатьевский монастырь.
После смерти князя Василия и последовавшего за этим упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, которые считали своим основателем именно Чета. Они жертвовали монастырю огромные суммы денег, отдавали деревни. Ещё задолго до Бориса Годунова во владении Ипатьевского монастыря уже находилось более 400 сёл, что делало его одним из четырёх крупнейших в стране монастырей-землевладельцев.

Постепенно деревянные постройки сменяются каменными, а вокруг монастыря появляется неприступная каменная стена с большими воротами и шестью башнями. Внутри стен тоже проходит активная застройка храмами, звонницами. В это же время Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.

Благодаря усилиям Годуновых, к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчёркивало особую церковную и государственную значимость обители.

От Годуновых к Романовым через смуту

В тот момент, когда Ипатьевский монастырь уже готов был стать одним из главных духовных центров страны, наступает смутное время. Умирает Иван Грозный, не оставивший способного править страной наследника. Разгорается борьба за власть. На первый план выдвигаются знатные боярские роды, и в итоге в 1598 году на трон восходит Борис Годунов.

Для монастыря лучшего развития событий сложно было бы представить, но вот незадача, народ ропщет, мол, Годунов — незаконный правитель, мол, он захватил трон, принадлежащий другому роду. На этой благодатной почве появляется Лжедмитрий I, который с польским и запорожским войском идёт на Москву. Война продолжается долгое время, и в самый разгар событий, в 1605 году, когда первый Лжедмитрий уже почти разбит, Борис Годунов внезапно умирает, оставив после себя 16-летнего Фёдора Борисовича, которому изменяет армия, перебежавшая на сторону Лжедмитрия.
Следует череда переворотов. Власть переходит из рук в руки. Друг друга сменяют Лжедмитрий I, Шуйский, Лжедмитрий II, которого в итоге тоже свергают, и вскоре к власти приходят семеро бояр — начинается недолгое время семибоярщины. Недовольный таким поворотом, народ организует ополчение и в итоге свергает бояр, за чем следуют выборы нового царя.

Всё это время Ипатьевский монастырь остаётся в стороне от больших политических дел, но вновь выходит на первый план в самый нужный момент. На выборах царя патриарх Филарет предлагает в качестве лучшей кандидатуры своего сына Михаила Фёдоровича, который укрывается как раз в Ипатьевском монастыре.

После долгих споров церковь всё же решает признать царём именно Михаила Фёдоровича, который и положил начало правящей династии Романовых. И именно в этом монастыре был проведён обряд призвания Михаила Романова на царствие, что положило конец смутному времени.

романовы

Красный закат

На протяжении всего времени, пока страной управляла династия Романовых, более 300 лет, Ипатьевский монастырь находился на привилегированном положении. Внутри старых стен монастыря идёт большая стройка, на западе монастыря появляется Новый город. Сюда стекаются религиозные святыни, церковные купола расписывают лучшие мастера своего времени. В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.

Но вот наступает 1917 год. Последние из рода Романовых, включая и императора Николая II, убиты в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. В стране устанавливается коммунистическая власть.

В 1919 году революция докатывается и до Ипатьевского монастыря. Он как церковный институт полностью упраздняется. Многие постройки попросту уничтожаются. В тех же, что чудом уцелели, размещаются для жилья работники костромских мануфактур. На территории монастыря организуется детский дом, военные казармы. Чуть позже появляется стадион и танцевальная площадка. Все ценности вывозятся в Москву и местный краеведческий музей.

В 1958 году своеобразные общежития расселяют, и в монастыре организуется Костромской государственный историко-архитектурный заповедник. В плане духовности это ничего не даёт, но работники музея хотя бы начинают рьяно защищать исторические постройки, реставрируют их, избавляются от всех советских новшеств в архитектуре.

Назад к вере

Первая с 1919 года служба в монастыре проходит спустя 70 лет после его упразднения — в 1989 году, на закате Советского Союза. Спустя два года официально регистрируется Свято-Троицкая ипатьевская монашеская община, которой вскоре и передаётся вся территория, принадлежавшая ранее музею-заповеднику, который окончательно изгоняется с намоленного места в 2004 году, когда монастырь официально передают Русской православной церкви.

С этого времени монастырь постепенно восстанавливает своё влияние. Не зря же сюда приезжали все без исключения президенты России.

Степан Чаушьян
http://www.aif.ru/society/history/1476592

Запись опубликована в рубрике Центральная Россия с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.