Мангышлак. Казахстан. 2010.

marselino Автор: marselino

ОТЧЕТ И ДЕТСКИЕ ГРЕЗЫ

Вначале был отчет. Отчет за 2009 год о поездке шайки москвичей на Мангышлак. http://nub1an.livejournal.com/132260.html
Потом была необычная находка. Роясь на даче в забытых всеми книгах, я нашел атлас дорог Советского Союза. Там моей детской рукой были помечены маршруты в Среднюю Азию, Грузию и Литву, точнее Литовскую ССР.
Итогом подсознательных манипуляций стал маршрут Новосибирск-Мангышлак-Северный Кавказ-Новосибирск. Заложил 3 недели. Стартанул 30 июля на Форестере.
Пугали адской жарой, скорпионами, змеями, казахскими гаишниками и еще бог весть чем. Ну да в жизни где не без этого?
Месяца за три до старта согласовали маршрут с моим знакомым. Учитывали, что его машина — редкая штучка. Toyota Will VS. Не каждый знает даже, о чем речь. А речь о пузотерке на базе Короллы с клиренсом 17 см. Это критично для Мангышлака.
Поэтому настрой был не агрессивным. Типа, прогуляемся. В общих чертах ритм маршрута такой: 5 дней дорога до Мангышлака, 5 дней катаемся (типа, прогуливаемся), два дня до Кавказа, там 5 дней и 5 дней домой.
К началу поездки нарисовались еще три машины. X-Trail из Барнаула, Tоuareg и ШНива из Сургута. Западно-Сибирская солянка. Интересно, как оно все пройдет?
Прикол в том, что все мы загорелись Мангышлаком от одного и того же отчета. Хороший PR-ас этот nub1an, отлично пропиарил Мангышлак.

ТЮМЕНЬ.
Из машины неслось:
«Что такое моя Тюмень?»
«Ночь зимой, а летом — день»
«Всех ее лесов и болот»
«Обойти не сумеешь в год»…
Да уж, Россия пока не блещет туристическими достопримечательностями. Еду по Новосибирской области — степи. Еду по Омской области — степи. Еду по Тюменской области — степи. Еду по Курганской области — степи-степи-степи… а-а-а-а!!! Где природа, где красота?
Еду дальше. Челябинская область, Оренбуржская область, Башкирия… А дальше уже начался Казахстан. И тут выяснилось, что это были еще не степи. Вот где степи, так степи. Ровные как полотно, покрытые редкой проседью, залитые солнцем. Дайте мне какую-нибудь гору, пожалуйста!
…Ну а пока все таки вернемся в Тюменскую область. После Ишима 5 км гравийки, потом 10 км асфальтных волн и тут звонок от сургутчан… Да, самое интересное в том, что сургутчане — это девушки. Айгуль за рулем Туарега, Наташа — на ШНиве.
Так что они звонят то? Утречком выехали они из Сургута, проехали Тюмень и уже в степях на посту ДПС ШНива отказалась заводиться. Генератор. Цепляются за Туарег и возвращаются обратно в Тюмень на СТО. ШНива оживает и это означает, что вечером наши пути пересекутся. Сразу за Челябинском на дороге к Магнитогорску я останавливаюсь и жду девушек. Встреча… О боже, какие они все же перевозбужденные. Почти сутки не спали. Поэтому мы едем искать гостиницу. Таковая находится в Пласте, километрах в 100 от Челябинска. Туда же чуть позже подъезжают барнаульцы Антон, Вика и дочка. Но общей встречи не получается. Девчонки спят. Я сплю. И барнаульцы ложатся спать. Рустам не доехал километров 50. У него маленький Вадька полутора лет. Там свои заморочки. Я перед сном одел красные труселя. Все таки Челябинск.

…Все договорились выезжать в 9-00. Так оно и получилось. Я и барнаульцы выехали в 9-00 по местному, Рустам выехал в 9-00 по новосибирскому времени, а девчонок оказывается нужно было разбудить, потому что у них там время какое то свое, сургутское. Так что славливались мы по одному уже на трассе и вместе собрались только к вечеру за Орском на границе с Казахстаном. Навигатор, дотоле безошибочно ведший нас по правильному пути, в Орске стал настойчиво сворачивать на встречки улиц с односторонним движением. А после Орска совсем сошел с ума и повел нас тайными контрабандистскими тропами напрямик в Казахстан. Миролюбивые погранцы объяснили дорогу до пропускного пункта и через 20 минут степных дорог мы красовались в небольшой очереди перед российским КПП.

Через полчаса я уже заехал на территорию погранпоста. Настойчивые служаки заставили все вытащить из машины, удивились большому количеству детского питания, хотя кроме меня в машине больше никого не было и без дальнейших напрягов пропустили к казахам. Казахи тоже заставили все вытащить, напоследок вяло попросили 500 рублей, но я был не в настроении. Пока народ проходил таможню, я прокатился до соседней деревни, сделал страховку, купил грузинского вина, вернулся на границу и лишь через 2 часа мы все снова оказались в сборе. Темнело. По плану мы должны были доехать до Актюбинска, и там заночевать. Так мы и сделали. Довольно быстро нашли недорогую гостиницу, но тут вдруг выяснилось, что наши три машины из пяти неуловимо исчезли куда то прямо из под носа. Ожидание затягивалось, наши две стороны явно не могли правильно разъяснить друг другу свои местоположения. Но всему приходит конец, и вся наша уставшая, но счастливая банда расположилась в номерах. Пока бродили по гостинице в попытках разъяснить разные вопросы, в голову стали вкрадываться разные подозрительные мысли. Но утро вечера мудренее. Традиционная бутылка вина на ужин, летний салат с корейским соусом «тире» и крепкий сон. Утром все разъяснилось. Наши разрозненные наблюдения были собраны вместе и картина предстала маслом. Мы ночевали в публичном доме… (напоминание самому себе — вставить какую-нибудь фотку с порнушкой) Если кто хочет заехать туда и высказать свое «фи», обращайтесь, адрес отпишу в личку!
До 12-00 мы делали специфические казахские дела: покупали симки, меняли деньги, тарились боржоми… а вот зарегистрироваться не смогли из за отсутствия бланков. Нет бланков? Это нормально.
Решили ехать дальше и пытаться регистрироваться во встречных городах. Миграционные службы есть во всех райцентрах. Выехали на трассу. Началась борьба с дорогой за комфортную езду. Переменные успехи продолжались 130 км. Дальше пошла борьба со сном. Идеальная дорога на Уральск утягивала в себя своей пустотой и прямолинейностью. Стрелка спидометра самочинно ложилась на пол. Моим главным развлечением с этого момента стал аэромассаж. Открываешь все окна и люк, вертишь телом и руками в разные стороны и получаешь управление потоками воздуха. Они обжигают то плечи, то спину. Это просто прекрасно!! Как много теряют кондиционерозависимые…

Долго ли коротко, но Уральск мы прошли около 18-00 и в миграционную полицию не увидели смысла заезжать. Поздно. Да и сколько городов еще впереди… А кстати, сколько? Чапаевск, Атырау, Доссор, Бейнеу и Актау. В принципе, должны успеть за положенные пять дней. Сейчас шел второй день.
…Заночевали в мотеле перед Чапаевском. Почему то думали, что большей частью останавливаться будем в палатках. Но и на этот раз «дикий» отдых переносится до лучших времен… Кстати, это был просто мотель. Там народ спит!
Нет сомнения, что главная достопримечательность Чапаевка — совсем даже не Чапаев. Мне кажется, что это чудо (кот?) — несомненно перехватило пальму первенства у красного командира… Да и вообще, кто помнит этого Чапаева. Даже анекдотов свежих нет уже лет 20.

Утро, старт. Час едем. Стоим, едим. Спелый арбуз легко раскалывается хорошим острым ножом Антона из Барнаула. Сейчас этот нож находится у меня. Почему так получилось, уже и не помню. Будет жалко отдавать)).

Днем въезжаем в Атырау. Здесь много всяких нефтяных штуковин. Каспий уже под боком.
Кроме регистрации тут есть еще одно дело. Наша Наташа на ШНиве здесь должна встретить отца, который сюда приехал заранее. Но это не все. К вечеру приходит поезд из Тараза, с которого сойдут ее мама и дочка. И далее они должны нас нагнать в степях за Бейнеу, куда мы планировали успеть доехать до ночи. Но и тут с регистрацией опять не прошло. По средам они не работают. Айгуль жалеет, что не организовала регистрацию через знакомых в Уральске. А правда, почему ты, Айгуль, не организовала))? А шел день третий.

Выехали из Атырау. Где то по дороге часа через полтора должен быть поселок Доссор. У меня в голове сидело воспоминание из какого то отчета, что там есть миграционная полиция. Сейчас проверим. Проверили – нету. Но в райотделе полиции нас попросили подождать полчаса. За это время к ним с инспекцией из Маката должно нагрянуть начальство, которое как раз и выдает регистрации. Но и тут облом. Начальство приехало без печатей.
Моя суперская идея о том, что регистрация – это фигня, и мы обязательно где-нибудь, да зарегимся, дала трещину. Впереди оставался Бейнеу, а перед ним Кульсары – вообще какая то деревушка. В Кульсарах мы были в седьмом часу и почти без надежды зашли в миграционное отделение… Отлегло. Полчаса и регистрация в кармане. Те, кто думает, что для регистрации нужны деньги и принимающая сторона, неправы. Достаточно сказать, что ночуем в палатках рядом с вашим городом и вопрос исчерпан. И даже денег не берут!
Бейнеу. Последняя заправка. Судя по отчетам, ближайшая заправка только в Актау. Поэтому еще в Атырау залили хорошего бензина на Гелиосе в канистры. Моя канистра на 20 л. Несмотря на то, что нормальные заправки далее попадались также и в Шетпе, Форт Шевченко, Жана озен, канистра на финише все таки пригодилась. Но об этом позже…

Проехали Бейнеу и стало темно. Фарами рыскаем по обочинам в поисках нормального съезда. На 18-м километре дороги на Актау съезд найден и мы протаптываем автодорогу прямо в поля. Через пару километров останавливаемся. Вот она – первая ночь вне цивилизации. Одеваем сапоги, мало ли на кого наступим в ночи. Степи Мангышлака – питомник змей, фаланг и скорпионов.

Ну, скорпионов я не боюсь, сам скорпион. А так в целом сапоги лишними не будут. Ходим в ночи туда-сюда, хрустим иссушенными кустарниками. Душновато. Господи как это прекрасно после нашего холодного сибирского лета!

Коньяк прибавляет эйфории. Ветерок несет степной аромат. Счастье.

Ночью спал как убитый и пропустил всю эпопею со встречей Наташиной ШНивы, нагруженной ее семейством. Увидел их спящими только утром, когда я пошел в поисках туалета. Прошел сто шагов от лагеря, повернулся – видимость 100%. Изменил направление, прошел еще пока не сленился. Все на ладони. Но, кажется все спят…
С утра Наташа рванула в Бейнеу. С нами то она не регистрировалась. Но там все та же песня. «Приходите после 16-00». Странное время для начала рабочего дня, не правда ли? Вроде еще в Шетпе есть отделение. Это по дороге. Решено ехать. И вот через 30-40 км после Бейнеу начинается уже, можно сказать, знаменитый грейдер Бейнеу — Сай Утес — Жармыш длинною что то вроде 200 км.


Первое время грейдер вполне приличный. Держу 60-70 км. Дальше – хуже. Еще дальше – еще хуже. Есть желание перейти на полевые дороги, идущие параллельно. Но там другая напасть – килограммовые клубы пыли.
А как же, спрашивается, мой аэромассаж? А?

Держусь грейдера. 30-40 км/ч. Тут тебе раз, Сай Утес! Какой то нежилой аул со стоянкой для дальнобоев. И несколько километров асфальта. У меня есть подозрение, что это нанесенное на карту село давно и успешно закатано под этот самый асфальт. Ну а просто других объяснений то нету!!
Недолгая однако радость, потому что дальше дорога быстро превращается в бесконечный неприятный сюрприз.

Продолжение в ч.2.

http://marselino.livejournal.com