Пороги. Сатка. Челябинская область

kp74ru

Пороги. Сатка. Челябинская область

Урочище Пороги – один из живописнейших уголков края, расположенный в 50 км от Сатки в каньонообразном ущелье глубиной до 300 м и сжат склонами двух хребтов – Чулкова и Уары. Склоны круты, каменисты, покрыты хвойным лесом. Украшение комплекса – пруд с искусственной “ниагарой”, фонтанами брызг, многоцветными радугами в солнечные дни и клокочущей водной феерией. Береговая линия водоема изрезана причудливыми заливами и мысами. Объем пруда составляет 2,5 млн.куб.м. Настоящее Женевское озеро в миниатюре.

Пороги — памятник мирового значения. В августе 1993 года в Копенгагене комитет ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры проводил отбор исторических объектов для придания им статуса памятника международного значения. 25 стран представили кандидатов в этот почетный список, в том числе и Россия — более десятка. Список памятников международного значения из российских пополнили только три. Среди них историко-природный комплекс «Пороги».

Каково величие «Порогов»: люди по сравнению с ними кажутся муравьями! И как красиво падает водопад!
Сама плотина, построенная немцами, представляет собой весьма впечатляющее зрелище, которое лучше увидеть собственными глазами. По плотине можно перейти на другой берег реки и таким образом, осмотреть плотину можно со всех сторон и полностью удовлетворить свое любопытство.
В поселке практически без изменений сохранился заводской комплекс начала XX века — гидроэлектростанция, построенная около ста лет назад на реке Большая Сатка, электрометаллургический завод «Пороги», который первый в России стал производить феррохром, а затем и ферросилиций, и научная лаборатория. Здесь до сих пор выпускают ферросплавы (завод можно осмотреть). Гидростанция исправно снабжает «Пороги» электроэнергией и по сей день.


Впрочем, плотина — далеко не единственное, ради чего стоит ехать на Пороги. Здесь еще и замечательная природа, великолепные пейзажи. Чего только стоит образовавшийся перед плотиной красивейший пруд в широком каньонообразном ущелье глубиной более 300 метров между хребтами Чулкова и Уары!
По высоким скалистым берегам, покрытым хвойным лесом, стелятся туманы, а в солнечную погоду над искусственным водопадом в фонтане брызг переливается радуга. Здесь можно просто хорошо отдохнуть душой и насладиться уральскими пейзажами, ничем не уступающими знаменитым швейцарским!
Сама деревушка Пороги представляет собой не более двух десятков домишек, достаточно удалена от крупных населенных пунктов.

Как добраться:

Пороги расположены в достаточно глухом месте, поэтому добираться можно на всем, что под руку подвернется, а также пешком — прекрасная возможность устроить самоходный поход. Привередничать здесь вряд ли стоит. Пороги расположены в горах примерно в 30 км к северу от Сатки. От Сатки, сказывают, проще добираться по трассе через Сулею, Чулковку. До Чулковки ходит автобус. Впрочем, если Вы не живете в Сатке, специально заезжать туда, чтоб начать свое путешествие, вряд ли следует, поскольку город большой, проходить его мутно. Основные пути следующие:

1. По трассе. Через Бердяуш. Поворот на Бердяуш расположен на трассе М5 — несколько километров в сторону Челябинска от саткинского поворота. Машин мало, иногда ходит автобус до ж/д вокзала Бердяуша. От поворота до Бердяуша — около 15 километров. Стопится хорошо, особенно если Вы с рюкзаком и похожи на путешественника. Чтобы особо не скучать в ожидании машины, можно пройтись и пешком. До появления очередной машины можно пройти и пару километров по пустой дороге. Да и далеко идущий человек в такой глуши вызывает больше уважения, чем скучающий на повороте лентяй-стопщик.
Бердяуш — достаточно крупный город. Возможно, что более получаса придется проходить его пешком.
От Бердяуша до Романовки — достаточно раздолбанная грунтовка, очень извилистая высокоаварийная дорога. В районе Романовки — сама деревня остается в стороне — пара километров асфальта, затем — опять грунтовка.
После Романовки остается 8 км до Порогов — одна машина в полчаса, лучше идти пешком и при случае стопить все, что движется. Грунтовка приведет вас прямо на Пороги.

2. По железной дороге. Добираться лучше всего до деревни Романовка — остановка электрички — «Платформа 1880 км», это вторая остановка от Бердяуша в сторону Кропачево, Аши, Уфы. Сесть на электричку в указанном направлении можно в Бердяуше — это крупная узловая станция, там останавливаются и дальние пассажирские и товарные поезда.
От Челябинска и Златоуста также ходят электрички в сторону Кропачево, можно добраться на них.
Высадившись на платформе 1880 километра, Вам придется еще около километра пройтись до деревни Романовка, через которую проходит трасса. Еще километр придется пройти через всю деревню до моста, где и находится развилка на Бердяуш направо, Пороги налево.
Сворачивайте — и вперед по трассе!

ИСТОРИЯ:

Строительство первого в России электрометаллургического предприятия началось в 1908 году после образования Уральского электрометаллургического товарищества графа А. А. Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф.Т. Роппа и А.Ф. Шуппе.
Поселок Пороги получил свое название по каменным порогам, бурным сливам и водопадам реки Большая Сатка. До сооружения плотины на этом участке реки было два порога с водопадами, каждый высотой до четырех метров. Вода неистово кипела, бурлила, пенилась, скатывалась, будто в огромный котел или яму. На бурных сливах переворачивались лодки и плоты, гибли люди. Место это считалось нехорошим, нечистым, дьявольским. «Чертовой ямой» нарекли его местные жители и поговаривали, что в клокочущих, ревущих водопадах жили черти, они злобно выли и крутили рекой, как им хотелось. Теперь пороги и водопады остались на дне Порожского пруда. Строительство завода именно на реке Большая Сатка было обусловлено наличием крупных залежей кварцитов на Чулковом хребте, большими массивами лесов для выжига древесного угля, употреблявшегося в шихту для электропечей, и удобным местом для строительства плотины — узким скальным створом реки. Проектирова¬ние плотины и заводского комплекса выполнил профессор Борис Бахметьев. Электростанция была оборудована двумя водяными системами «Френсис» швейцарского изготовления мощностью 800 лошадиных сил на одном валу с генератором для питания электропечей и 50 лошадиных сил на одном валу с динамомашиной для освещения завода и рабо¬чего поселка. У обеих машин имелись масляные регуляторы.
Рядом с ГЭС построили плавильный цех в составе четырех электропечей системы «Теру», работающих попарно. Здесь же выстроили шихтарник с дробилкой «Блека», электродную кузницу, склады, конюшню и другие вспомогательные помещения. Для размещения рабочих и служащих были построены бараки и несколько десятков двухквартирных деревянных одноэтаж¬ных домов. Всего на заводе трудились около 200 рабочих и служащих. За годы сложились целые рабочие династии. Некоторые из них отдали заводу по сорок и более лет.
Маленький заводик был единственным своего рода в России: он давал в год до 500 тонн сплавов. Сейчас это не ахти какой вес, но тогда каждый пуд ферросилиция вывозили из-за границы и платили за него золотом.
В 1960 году на заводе «Пороги» был открыт цех плавленого магнезита- периклаза. При своих малых мощностях цех готовил также шпинель- смесь окиси хрома с магнезитом. Из периклаза и шпинели здесь до сих пор выпускают огнеупорные кирпичи. Они удлиняют срок эксплуатации сводов мартеновских печей и таким образом увеличивают выпуск металла на 20 процентов.
В настоящее время Порожский заводской комплекс — единственный на Урале завод, действующий с дореволюционных лет. Это живой памятник горнозаводской старины. Его плотина, электростанция и машинный зал уникальны. Именно поэтому решением Саткинского горисполкома в 1987 году «Пороги» объявлены природно-историческим памятником природы и взяты под охрану государства.

Фотоальбом:

Запись опубликована в рубрике Южный Урал с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев на «Пороги. Сатка. Челябинская область»

  1. svoitabachok говорит:

    Наиболее внушительно Пороги выглядят весной, когда вешняя вода бурным потоком падает с плотины.

  2. Ирина Штакина говорит:

    Были 13 марта в этом чудном местечке.,уехали с тяжёлым сердцем.Удивительное сооружение,прислонишься к зданию и представляешь как сто лет назад тут кипела жизнь.,как люди эту мощь своими руками возвели.А сейчас….ужас…. здания оставшиеся от комплекса стоят без окон без дверей они просто заколочены.,стены скоро рухнут,они уже частично отошли.Антураж близ стоящих домов ввергает в грусть,правда построили»симпатичную» с виду гостиницу,но она так нелепо смотрится в окружении развалюх,травостоя.Наша область претендует на туристическую область с большим потенциалом,но после таких выходных, на таком заброшенном туристическом маршруте остался неприятный осадок,проезжаешь красивые места,деревни в красивых местах,но деревни убогие,страшные дома,облезлые фасады.Жуть.Жители,простите меня за такие замечания,денег нет,понимаю.Обращаюсь к властям Сатки,если нужна помощь в поддержку ,,Пороги»,пожалуйста пишите на эл.почту,чем смогу помогу.

  3. Нина говорит:

    Очень поддерживаю Вас,Ирина! Тоже была в 2012 году.Еще дальше,900 м,ест .ьеще одна деревушка Новостройка.Там сестренка купила дачку. Места там восхитительные,на на сайте приглашают посетить этот райский уголок.Куда же можно приглашать,такое убогое и ущербное чувство возникает при виде этой плотины(она разрушена,нельзя пройти на другой берег,да и к воде не подойти-мусор,ржавое железо,проволка) Стали частники строить красивые дома,но это совсем мало.Порой надо иметь желание жить в красивом,живописном месте,руки надо приложить.

  4. СВЕТЛАНА говорит:

    Подскажите пожалуйста,стоит ли сейчас ехать на «ПОРОГИ»??? поток воды наверно уже спал,не так красиво.. Или я ошибаюсь???

  5. travel travel говорит:

    Пороги самые полноводные в конце апреля — начало мая

  6. Mary говорит:

    Подскажите, пожалуйста, можно ли с трассы М5 проехать по грунтовке на легковушке? Или мы не проедем там? 🙁

  7. travel travel говорит:

    Здравствуйте. Можно. Там хорошая грунтовка.

  8. Титова Марина говорит:

    Все еще можно сохранить…Но боюсь. скоро будет поздно! Уникальные постройки из природного камня рушатся. то. что во всем мире бы бережно сохранялось. у нас просто существует — до поры до времени…

  9. Глеб говорит:

    А по мне так сама плотина и выглядит так как и должна выглядеть сейчас. Это же всё таки история, раньше да — кипела жизнь и всё такое…, но время проходит. Нужно конечно её обновлять, подправлять, но шибко не увлекаться этим. Она должна быть такой какая и есть, старая, седая, как и сам Урал. Вставить новые окна в служебные здания конечно можно и нужно, но опять же делать это с умом, а не так чтоб потом было что в старинной каменной стене — пластиковое окно. И если все старые дома «развалюхи и травостой» вдруг разом снести и заменить опрятными домиками и вечнозелеными газонами, то это тоже будет уже не то. Хотим мы этого или нет, но время всё меняет и память о нем будет хранить именно то, что было именно тогда, а не то что ради общей привлекательности может занять место старины

  10. Юлия говорит:

    я понимаю, статья для привлечения туристов-надо приукрасить. Но не настолько же!!!
    «В настоящее время Порожский заводской комплекс — единственный на Урале завод, действующий с дореволюционных лет. Это живой памятник горнозаводской старины. Его плотина, электростанция и машинный зал уникальны»
    откуда это??!! все развалено и разворовано. работают только гидроагрегаты… вроде…
    Вернулись сегодня — впечатления двойственные. Восхищает инженерный замысел, красиво, слов нет. НО!!!
    Старина — не равно РАЗРУХА и запустение!!!
    Из этого такую конфетку можно сделать, но… данный памятник — памятник только на бумаге и в зазывных статьях.

  11. Алексей говорит:

    Скажите, есть ли экскурсии на саму гидростанцию и если есть, то в какое время их проводят?

  12. travel travel говорит:

    Алексей, экскурсии на Пороги проводят многие турфирмы Урала. Поищите в интернете в вашем городе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.