От основной трассы Чуйчкого тракта влево уходит небольшой сверток. На обочине стоит указатель: природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы». Именно здесь расположен большой петроглифический комплекс «Калбак-Таш».
Административный район: Онгудайский.
Туристический район: Чуйские белки.
Широта 50°24′5″N (50.401349)
Долгота 86°49′7″E (86.8186)
На карте Гугл: ОТКРЫТЬ КАРТУ
Продвигаясь по Чуйскому тракту между селами Иня и Иодро на правом берегу реки Чуя, расположено древнее святилище Калбак-Таш. Само название переводится как «плоский висячий камень». На обочине виднеется указатель: «Природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы». Петроглифы «Калбак-таш».Уникальный археологический памятник республики Алтай». К памятнику относятся следующие объекты:
1. Святилище богини Умай-Эне.
2. Священные быки.
3. Рунические надписи.
4. Святилище небесного козерога.
5. Терраса — пано Воина-Мага, древние солнечные часы.
6. Жертвенник — Алтарь смерти.
7. Карта звездного неба.
Мне больше приглянулись петроглифы (писаницы или наскальные изображения от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). На каменных плитах скальной возвышенности «выгравированы» тысячи рисунков фигур животных, людей, сцен охоты. Больше всего там изображений крупных фигур оленей и козлов. Попадаются стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), колесниц, вьючных быков, погонщиков и воинов, фантастических хищников и домашних животных.
Рисунки хоть и примитивные, но сделаны явно с умением. То что изображено на рисунках угадывать не приходится, если это лошадь, то понимаешь сразу, это лошадь, если это тигр, то и это становится ясно с первого взгляда.
И при таком умении древних изображать увиденное вдвойне становится непонятно кого они изображали на некоторых рисунках. Есть там странные коровы с антеннами вместо рогов, есть что-то похожее на ракету (говорят что это они шаманов так изображали).
Отдельно вызывает вопросы группа рисунков людей не то с хвостами не то ещё с чем-то, со странными головными уборами и щитом на груди. Кто нарисован на этих скалах? Мы можем только фантазировать и никогда не узнаем правды.
Сначала мне показалось, что все эти рисунки дело рук современных «художников», исписавших скалы древними рисунками для привлечения туристов. Мои подозрения усугублялись тем, что эти скалы уж очень близко распологаются от Чуйского тракта, что очень удобно для путешественников, и еще сомнения подкреплялись вопросом: как они сохранились так долго, находясь в непосредственной доступности людей, почему на закрашены надписями «тутбылвася».
Оказалось, что до начала XX века памятник оставался незамеченным, так как старая дорога проходила выше современной части Чуйского тракта, а скалы с петроглифами оставались ниже у отвесных скал реки Чуи. Памятник был открыт лишь в 1912 году художниками Д. И. Кузнецовым и Г. И. Гуркиным, которые частично описали его и сделали первые зарисовки петроглифов.
Но это я узнал позже из инета, а тогда, находясь на этих исписанных рисунками камнях, я подумал, что если они настоящие, то должны быть и в других местах не только тут на огороженной и охраняемой территории, предоставленной на осмотр туристам. Озвучив это моей жене мы решили проверить эту гипотезу. Мы довольно быстро нашли такие же рисунки на заросших кустарником и покрытых мхом камнях за охраняемой территорией. И как в рекламе: «ОНИ НАСТОЯЩИЕ!!!» Я потом много и везде по Алтаю находил рисунки древних, но тогда это был для меня шок.
Сейчас комплекс Калбак-Таш насчитывает около 5 тысяч наскальных рисунков разных эпох: поздний неолит-энеолит (конец V-IV тыс. до н.э.), эпоха энеолита-бронзы (III- начало I тыс. до н.э.), скифское время (VIII—II вв. до н.э.), гунно-сарматское время (II в. до н.э.-V в. н.э.), тюркская эпоха (VI-X вв. н.э.)
Больше фотографий в фотоальбоме: