Алтайский аил

nature-home

Алтайский аилПутешествуя по Алтаю, постоянно видишь алтайские национальные избы — аилы. Они есть в горах, степях на летних и зимних пастбищах, и даже в поселках, рядом с обычными домами.

Аил (кажаан айыл) — рубленную деревянную избу строят в форме шестигольника с остроконечной крышей, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Раньше деревянный каркас аила покрывали древесной корой, сейчас покрывают рубероидом, деревянной черепицей, профнастилом. Традиционный аил был с открытым очагом и земляным полом. Мы бывали в гостях у алтайцев, но сейчас вместо очага современные жители ставят печи: железные или кирпичные, а пол делают деревянным, хотя и земляные полы тоже видели. Да и используют аилы теперь чаще как летние кухни, домики для проживания туристов или кафе.

Алтайский аил

Высота стен сруба, как правило ниже человеческого роста, поэтому заходить в дверь приходится нагнувшись. Но за счет высокой конусообразной крыши потолок внутри очень высокий. Крышу делают из деревянных брусьев.

Алтайский аил

Алтайский аил

Снаружи аилы вроде скромные по размерам, но только внутри понимаешь, какая большая площадь помещения получается за счет шестиугольной конструкции сруба.

Алтайский аил

Алтайский аил

Алтайский аил

Побывать в таком доме, в гостях у алтайских друзей очень полезно. Начинаешь задумываться о целесообразности наших четырехугольных домов. 🙂

Гостеприимные хозяева угостили нас отличной дикой козлятиной:

Алтайский аил

Схема аила:

Алтайский аил
Многоугольные юрты (агаш айыл, чеден айыл, четре айыл) раньше были двух видов: полусферические и конические. Основой многоугольной юрты был сруб из бревен, рубленых в паз; он состоял из семи – восьми венцов. Такие юрты строили коренные народы Сибири от четырехугольных до восьмиугольных, но алтайцы строили шестиугольные, т.к. число шесть у алтайцев священное.

Дверь всегда ориентировали на восток. Утром выйдя из дому человек должен в первую очередь поклониться Солнцу.

Центром аила был очаг, где находился таган-треножник, на который устанавливали большой чугунный казан. Таган снабжали дополнительными крюками, позволяющими ставить на огонь котелки меньшего размера. К огню и тагану как месту пребывания огня, алтайцы относились с особым почтением и производили регулярные «кормления» огня. За очагом на небольшом от него удалении ставили столб (чакы) высотой примерно 180 см. На верху столба прикрепляли поперечную планку, на которую крепили жерди (артпак), в свою очередь крепившиеся к каркасу над дверью. На жерди над очагом клали небольшую решетку из прутьев, на которой коптили сырчик, мясо и другие продукты питания. Очаг делил жилую площадь айыла на функциональные зоны, с которыми связывались различные запреты и предписания. Двери в аил делали нарочно низкими. Любой гость войдя в аил поневоле наклонялся и таким образом он выражал свое почтение матери-очагу- хранительнице жизни.

Пространство в юрте было строго разграничено: в половом отношении — на мужскую и женскую половины; в социальном плане- на почетную и обычную; в сакральном- на чистую и обыденную части.

Если смотреть от входа и условно провести линию от двери до противоположной стены, то правая сторона айыла будет женской, а левая — мужской. На женской стороне у стены устраивали кровать или нары, которые отгораживали занавеской, далее вдоль стены до двери находились домашняя утварь (чугунные котлы, ведра, кожаные сосуды, деревянные блюда, чайные чашки и ложки, большие и маленькие ступы, зернотерка и т.д.). На мужской половине помещались все предметы, преимущественно в кожаных сумках, которыми пользовался мужчина, а также ружья, охотничьи и конские снаряжения.

Почетным местом было пространство от очага до задней стены с охватом левой верхней мужской половины айыла (тор). Помимо своей социальной значимости тор считался сакрально чистым местом в айыле, верхняя от очага, почетная часть называлась от бажы ( изголовье огня ), а нижняя – от буды (подножье огня). На почетном месте ставили ящик ( аптра ), где хранились семейные святыни ( чалу, jайлык ). Присутствие святынь делало почетное место (тор) не только почетным, но и священным.

Вот небольшой словарик на тему жилища и быта алтайцев. Выучите эти слова, и алтайцы будет вам благодарны за такое уважение к ним и их культуре:

Айыл – 1) деревянная или конусообразная юрта.  2) мелкое оседлое селение у алтайцев.

Аланчык – конусообразная или войлочная корьевая юрта.

Алыйман – каркас крыши многоугольного айыла.

Аптра – ящик, где хранились ритуальные предметы.

Артпак – жерди, крепившиеся над очагом к каркасу над дверью.

Багана – приспособление для хранения мяса.

Базыра – жерди, которыми прижимали для прочности покрытии чадыра.

Jайлу – летовка, летнее поселение полукочевых скотоводов.

Jурт — поселение.

Каракчы – деревянное кольцо в верхней части айыла, скрепляющие жерди.

Кышту – зимовка.

Кереге айыл – войлочный айыл.

Очок – очаг, таган, треножник.

Улус – поселение (община), в котором проживали представители разных родов.

Уна – шесты, крыши войлочной юрты.

Чаадыр – конусообразная деревянная юрта, обычно покрыта корой лиственницы.  

Чобро – кора, использовалась как покрытие айыла.

Запись опубликована в рубрике Алтай с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.