Каспий 2017

Mikhail Yanchenko

Кто не работает, тому и отдыхать неохота. Ну а всем остальным вопросы отдыха не дают расслабляться.

Ведь надо решить:
1. Куда и когда ехать?
2. Зачем ехать?
3. Во сколько это обойдётся?
4. В конце концов, как туда доехать и как оттуда уехать?
Понятно, что любой экспромт должен быть хорошо подготовлен. Поэтому вопрос куда и когда (а именно в конце августа-начале сентября) был обсуждён и решён где-то в середине апреля. Одновременно с ним был решён и вопрос зачем и как дорого.
А теперь по порядку.
1. Отдыхать решено на море, желательно, когда тепло и погода хорошая. Рассматривались варианты Крыма (вначале), но они были после пристального рассмотрения отставлены на потом, на совсем уж старость. И было выбрано Каспийское море, но со стороны Казахстана, а именно — в Актау, бывший Шевченко.
2. Ехать оздоровиться — раз, посмотреть новое — два. Ну и азбузов\дынь налопаться.
3. В общем, не так уж и дорого, как может показаться. По деньгам предлагается большой разброс — от люксовых номеров до хостела, причём всё — рядом с морем. В результате выбрали золотую середину — номер эконом-класса на двоих, но со всеми удобствами и с включённым завтраком выходит меньше трёх тысяч за день. До моря — метров 50.
4. Доехать проще всего или самолётом с пересадкой через Москву или Астану, поездом опять же с пересадкой через Астану или на автомобиле без пересадок, но проехать 2750 км. Этот вариант был проверен в мае, заодно посмотрели на чинки Устюрта и горы Мангыстау со знаменитыми местами, например, долиной Шаров. Решено, что можно ехать на машине. Слухи о жутких казахстанских полицейских по проверке были признаны слухами. Принцип простой — не нарушай да не останавливаем будешь. А штрафы там за нарушение очень даже приличные — например, разворот через сплошную — 12 тыс. рубчиков. Нас весной остановили один раз для проверки документов, всё заняло ровно 2 минуты с пожеланием доброго пути.
Ну и в качестве иллюстрации — классический снимок моря на закате.

Часть первая. Дорога

Дорога — начало

Какой русский не любит длинной езды? Особенно если можно увидеть что-то новое? Многие, если есть возможность по времени, выберут или поезд, или автомобиль. Есть конечно любители почти мгновенно перенестись самолётом, но они теряют процесс постепенного «вживания». Вот и мы, запланировав отдых на море, отвели на дорогу аж 3 с половиной дня на 2750 км. С запасом. И как обычно, этот запас начал таять с самого первого дня, когда надо было выезжать. Из-за разных субъективных причин выезд первого дня был отнесён на несколько часов, и вместо планировавшихся к старту 8 часов утра он состоялся только после часа дня.
Ну, наконец поехали. Маршрут уже традиционный, обкатанный. Екатеринбург — Нижние Серги — Месягутово — Уфа — Стерлитамак — Оренбург — граница с Казахстаном — Уральск — Атырау (бывший Гурьев) — Бейнеу — Актау (бывший Шевченко). Из-за сбоя со стартом естественно полетели почти все места запланированных ночёвок. Но этот вопрос решился рабочим порядком — едешь до вечера, а потом встаешь, где увидишь пригодную гостиницу. Отъехали от города 50 км — и первый стоп. Дорогу ремонтируют. Этих ремонтов нам попалось ещё очень много — ремонтируют дороги, ремонтируют мосты. И везде или объезды, или пробки из-за сужений дороги. Если бы я был либералом, то тут же бы стал ругать «кГовавый рЫжим» за то, что он: а.) пилит деньги на дорогах; б.) специально создаёт трудности для народа; в.) чинит дороги для того, чтобы можно было быстро перебрасывать танки для подавления народных выступлений. На это всё можно ответить одно — те участки, которые ремонтировали весной, стоят до сих пор как новые, а современные фуры потяжелей танков будут. Но на рот либерала платок всё равно набросить не удастся. Поэтому просто едем, любуясь красивой природой, а в случае остановок любуемся более основательно.

А любоваться есть на что. Родная тихая красота Урала постепенно сменяется более яркой красотой Башкирии с её уже зрелыми подсолнухами.

Границу переходили чуть больше часа — очередь, однако. Как обычно, больше всего времени заняло выписывание Осаго для Казахстана. Сразу по въезду в Казахстан нас обрадовал знак — для начала 144 км неровной дороги, а потом видно будет.

Но и тут необходимо отметить — в Казахстане дороги тоже чинят, и многие места, которые весной были весьма погаными, уже починены. Естественно, на дорогах появились узбеки с их автомобилями, загруженными «по самое немогу».

Проехали мы и мимо пожара в степи — тоже очень неприятное зрелище.

Потом въехали и в пустынную зону с её саксаулом. И наконец к концу третьего дня догнали график — доехали до Бейнеу, где первоначально планировалась остановка в гостинице.
Маленькая рекомендация — фотографии лучше смотреть в полный экран — просто лучше видны детали. Всё главное — в деталях!

Дорога — окончание

Итак, Бейнеу. Город, где много песка и практически нет деревьев и зелени.

Мы уже в ранее запланированном графике, утром выезжаем и днём после двух должны прибыть в Актау. Надо проехать ещё где-то 400 с лишним километров. Выйдя утром из гостиницы и собираясь к отъезду, выехать сразу не смогли. А почему? А потому, что утренняя жизнь в Бейнеу внесла свои коррективы. Из-за гостиницы, из жилого района, один за другим в степь пастись пошли верблюды.

Некоторые сами по себе, других гнали почтенные казахстанские матроны, третьих гнали детишки. Экзотика, причём совсем рядом. Грех было на достать фотоаппарат и не порезвиться. В результате полчаса как языком слизнуло, но это уже не страшно, это уже учтено. Выехали, и пошли всякие разные интересные знаки — например, знак у заправки информирует о расстоянии до следующей.

Впечатляет, конечно, но мы, во-первых, знаем, что в Бейнеу 95 бензин на на заправке «Казмунайгаз» не наливают, только 92, поэтому мы залились до самого верха раньше, в Доссоре. Этой сети заправок, по отзывам других автотуристов, можно верить. Во-вторых, и канистрочку 20-литровую заранее заполнили. Всё-таки 800 с гаком километров без заправки надо учитывать. Очень романтичное название по-казахски у аэропорта — можете прочитать сами на фотографии.

А нам — вперёд на машине, через плато Устюрт, через горы Мангыстау на песчаный пляж города Актау. Дорога уже знакомая, теплая (в 10 уже было около +35), но жара переносится очень легко — воздух сухой. Воды у нас для питья с собой 30 литров, должно хватить, да и ещё остался трёхлитровый пузырёк вятского кваса. На плато растительности практически нет — всё высохло. Дождя здесь не было очень долго. И ещё очень долго не будет. Конечно, остановились на спуске с плато Устюрт — уж больно место красивое.

Но более подробно походить у нас запланировано на остановке на обратном пути. Так что просто бросаем взгляд на фантастические пейзажи и говорим и вслух, и про себя — мы ещё вернёмся, да-да! После спуска с плато окрестности стали чуть-чуть позеленей — начала сказываться близость Каспия. Опять появились нефтяные вышки. И вот, наконец, километров за 30 до Актау мы уже видим МОРЕ! Последние километры — самые долгие. Дорога уже идёт по городу — а интенсивность движения там очень даже приличная. Да и машинки вокруг такие уважаемые — наверно, каждая третья или четвёртая или джиповатый Лексус, или простой Лендкрузер. Одно слово — город нефтяников. Дороги широкие, много строится новых зданий. К новым микрорайонам первым делом прокладывают хорошие дороги. Ну вот, наконец, мы достигаем цели нашего путешествия — гостиничный комплекс «Достар» (кстати, в переводе с казахского — друзья). Время — 14.50. И сразу же видим, что мы не одни такие шустрые. На стоянке — машинка с тюменскими номерами, рядом — с нашими, свердловскими. Значит, всё правильно сделали. До моря — 50 метров. Всё, размещаемся — и на пляж, отдыхать! Мы приехали!

Часть вторая. Актау

Рекогнесцировка

Приехали, разместились в гостинице.

Следующий шаг — правильно, на море! От отеля — метров 46. Ну что — море как море, тёплое, с судами, с песчаным пляжем.

Купаться можно долго, обычно у меня выходили заплывы минут на 40 — 60. Вначале метров 30 — лягушарий для детей, вода до пояса, потом — метров 5 — мель до колена, затем — уже всё нормально, плыви себе и плыви, буйков никто не ставил. Народ разный, очень много с детьми. Типичная казахская семья — детей много, 3 — 5, а то и больше. Русские — один ребёнок, редко — парочка.
Поговорили с тюменцами, что приехали пораньше нас, о дороге — они поехали напрямую, в результате 20 часов пилили по степи 400 километров, хотя по карте там и нарисована дорога. Но по ней ехать хуже, чем по степи. Обратно они решили ехать как и мы — чуть длинней, но намного лучше.

Рядом с гостиницей стояли мотоциклы, бережно укрытые попонками. Как потом оказалось, эти мотоциклы принадлежали семейной паре из (внимание!) Австралии, которые совершали кругосветное путешествие со стартом и финишем в Лондоне.

Но об этом удалось узнать только в вечер перед их отъездом. Возраст этих кругосветников — мужчине 61, у женщины спросить не решился, но тоже где-то рядом. Вообще — молодцы! Вот только они ничего не могли узнать о достопримечательностях рядом с Актау и просто провалялись несколько дней на пляже, пока ждали теплохода до Баку.
А у нас началась типичная жизнь отдыхающих: утром позавтракали — на море, днём пообедали дынькой или арбузиком на пляжу, ещё покупались, и самое жаркое время можно пересидеть в отеле, где кондиционеры есть. Вечером перекусили и опять на пляж, купаться и встречать красивый закат.

Засекли, что вечером, около 21 часа, над Актау в одно и то же время летят самолёты, один за другим три штуки — а куда? Специально проверил по приезду — в Бангкок они все три летят, из Копенгагена, из Стокгольма, из Осло. Тоже люди отдыхать едут — а мы вот уже, никуда ехать не надо.

Прогулки 1

Сидеть на отдыхе все дни на берегу моря и двигаться по маршруту отель — пляж — отель — пляж и далее по кругу просто скучно. Во-первых, интересно посмотреть на то место, куда же ты наконец попал. Во-вторых, хочется попробовать разные вкусности, которые тут есть. Ну и в конце концов — просто скучно торчать на одном месте. Кроме того — надо обменять рубли на тенге. В общем, как ни крути — в город ехать надо. Чтобы не зависеть от транспорта — едем на своей машинке. Внимательно изучив карту Актау — спасибо Яндексу — приходится долго думать. Во первых — в городе своеобразная планировка — микрорайонная. Дома — панельная классика, но хоть иногда она бывает с некоторым местным колоритом. Улицы между микрорайонами часто вообще без названий. Номера микрорайонов тоже не видны.

Приходится составлять алгоритм — после парка два перекрёстка, потом налево, потом спросить, куда же ехать то? Начинаем с главного — денежного вопроса. Один из лучших курсов обмена — в Сбербанке. По карте находим наиболее просто достигаемый офис и едем туда. Вот тут и был зарыт подводный камень! Оказывается, въезд в Казахстан может быть по простому паспорту, а вот обмен валюты — только по зарубежному! Привет от нашего Центробанка! Это их постановление! Правда, местные служащие идут навстречу и деньги в результате обменяли. А если есть наша российская сберовская карта с рублями — то просто подходишь к казахстанскому сберовскому банкомату и снимаешь наличные тенге. Безнал работает почти везде, так что с этим проблем тоже нет. Но на рынке безнала нет, а арбузов и дынь хочется, так что наличные совершенно не мешают.
Сделали первый (но далеко не последний) пробег по городу. Что сразу бросается в глаза — к своей истории казахи относятся очень бережно. Памятник казахскому деятелю, устанавливавшему Советскую власть в Прикаспии, не тронут. Недалеко от него, метрах в 200 — МИГ-21.

С другой стороны, тоже не очень далеко, памятник Шевченко, который был сослан «кГровавым» царским режимом в военную крепость на берегу Каспия, где он провел 7 лет.

Сейчас это — город Форт Шевченко, в 100 км от Актау. Собственно Актау раньше тоже носил название Шевченко. В начале 90-х ему было возвращено название Актау. Почитал историю этого переименования: «В Мангыстаусской области — всего 3 города, из них 2 названы в честь Шевченко. В городе Шевченко сам Тарас Григорьевич не был, так как он начал строиться в 1961 году, город за эти годы носил названия Гурьев-21, Актау, Шевченко. По просьбе жителей было возвращено название Актау.»
Нашли место, откуда ходят вдоль Актау по морю судёнышки, купили билеты на вечер, приехали — и облом. Поднялись волны, и рейсы отменили. Придётся в другой раз. А люди — они купаются, не такие уж большие волны.

Пребывание на пляже.

И вовсе не надо смеяться — пребывание на пляже занимало большую часть дня. Утром, днём (но не каждый день) или вечером — по расписанию мы выходили на пляж, и у каждого времени был свой алгоритм поведения. Утром — сразу после завтрака, пока многие в отеле ещё спали, мы уже скакали на песчаный берег. Солнце ещё не злое, пляж не просто пустынный, а вообще голый, море — ну тёплое море. То есть — загорай, купайся. Потом, где-то в районе 11 или немного позже, происходил переход под навес и уже просто спокойный отдых на лежаке в тенёчке, перемежаемый купанием и просто наблюдениями за появившимися наконец отдыхающими. Вот на первом снимке — большая семья, приехали на пляж на автобусе, заняли почти половину Пазика.

Тут далеко не все из этой громадной компании, половина из них сидела в море и всё время менялась с теми, кто сидел под навесом. Мне понравилось, как они обошлись с самым мелким — взяли пластиковую ёмкость, заполнили морской водой и посадили его туда. И под присмотром, и купается, и не страшно.

Девушки на пляже, как всегда, демонстрировали моды как себе, так и окружающим.

Кстати, днём очень многие были на пляже одетыми в подобные наряды. Солнце зело обжигает. А самое любимое время — это, конечно, вечер. Сидишь этак на берегу, наблюдаешь, как солнце садится в море (для иллюстрации — пара разных закатов) и как постепенно уходит свет небесный, заменяясь на свет искусственный.

И при этом можешь ещё и расслабляться — добавляя умиротворение при помощи неспешно выкушиваемой бутылочки сухого винца. Благодать! Кстати, проверяли на вкус многих производителей. Большое внимание уделили Казахстану — к сожалению, из трёх производителей понравилось вино только одного. Вино серии «ЖАР-ЖАР» — обычное сухое (или полусухое\полусладкое). Можно пить, но ожидать чего-то выдающегося нельзя. Вино «Тургеньское» очень неравномерно. Какие-то вина неплохи, а какие-то оставляют впечатление просто недоделанных, недобродивших. Вино третьего производителя — сам производитель не запомнился, этикетка страшно невзрачная — оно понравилось. Приятное.
Приятно удивили киргизские вина «Томирис» — очень неплохие. А про Молдавию и Грузию рассказывать не буду — про них и так всё ясно.

Прогулки по морю.

Актау — город на берегу моря. Поэтому просто необходимо посмотреть на него со стороны моря. Есть такая возможность в Актау, и она очень даже востребована. Мы прибыли к пирсу, откуда отходят катерки (небольшие, человек на 40 — 50), днём, около 4 часов. Билетов на сейчас, естественно, нет, но есть возможность взять на вечер. Подумали, посчитали, и решили посмотреть на закат с моря, т.е. взять билеты на 20 часов. По расчётам выходило нормально. Но это по расчётам. Когда приехали кататься, обнаружили, что из-за поднявшегося волнения всё отменено. Ну что же, посмотрим в другой раз.
В другой раз — это на следующий день, и чтобы не пролететь, приехали пораньше, около часа дня. В это время народу ещё немного и можно успеть купить билет на сейчас. Стоимость билетика получается порядка 180 руб в пересчёте, продолжительность — почти час. Да что рассказывать — сами смотрите.

Живность морская.

Рассказывать про море и умолчать про рыб, птиц и других морских обитателей просто неприлично. А они там есть, и ещё какие. На третий день, купаясь в море, прямо перед моим лицом (ну, метрах в 10) из воды выскочила рыбенция почти с полметра, взлетела этакой серебристой молнией и грациозно упала в воду. Красота! На валяющиеся в зоне прибоя мелкие ракушки внимания просто не обращаешь. А вот рыба зацепила. Специально, когда поехали в город, подобрался к местным рыбакам и расспросил.

Сказали, что я видел кефаль. А рыбачки тут не только на удочки ловят, но и заплывы делают для настоящей рыбной охоты, что можно увидеть на фотографии (правда, уже вышедшего, то тоже колоритного рыбака). Кефаль, кстати, специально заказали в ресторане — вкусна, ох вкусна. Понравилась больше, чем осетр (его заказывали для отчёта — вот, бывали на Каспии, осетра едали).

Естественно, море и чайки — куда без них. А ещё есть такие интересные птицы, как бакланы — чёрные, большие. Я их когда в первый раз увидел, первоначально спутал с гусями, только потом разобрался. Довелось в одно из купаний попасть почти в их стаю, кормящуюся на воде.

До берега метров 400 было, поэтому они довольно спокойно реагировали, хотя близко не подпускали и делали облёты. Крупная и даже немного опасная птица, если захочет клювом долбануть. Смешно они кормились. Нырнёт, потом вынырнет, и чтобы то, что она под водой схватила, в горло прошло, вытягивает шею вверх и ещё крыльями начинает помахивать, будто взлетает. Потом упадёт добыча в желудок, и снова под воду пошла птичка.
Змей морских я не видел, а другие — видели, пока я купался далеко в море, в зоне прибоя небольшая змейка, около 30 — 40 см, тоже наслаждалась, просто видно было, как она в ласковом тёплом море игралась. Но это в ненаселённой зоне пляжа.

Ещё море населено отдыхающими. Но не очень обильно, хотя пастбищные угодья позволяют расширить поголовье в несколько раз.

Актау — на пляжУ — 2.

Одним из самых увлекательных развлечений в Актау было предсказание типа заката, который будет вечером — живописный, очень живописный или просто сногсшибательный. Угадывали редко — ждёшь сногсшибательного, а выходит ещё круче. Ну и собственно слов не надо — надо смотреть. Лучше всего — открывать до максимума, тогда впечатляет больше. Приятного просмотра! (а мы это вживую видели, ещё красивей было).

Актау — на пляжУ — 3

Да, опять про пляж. Почему — а потому, что вечером купание самое живописное, а если брать лягушарий (первые 30 — 40 метров) — то там вода может так нагреться, что из крана горячая течёт холодней. Выплываешь в море метров за 100 или 200 (можно и дальше, у меня до 500 доходило, но тут уже без фотоаппарата) и наблюдаешь, как солнце медленно опускается к горизонту. К вечеру ветер часто прекращается (вот это явление — ветер днём — тут достаточно назойливо может проявляться) и вода становится такой шёлковой, что поневоле начинают вспоминаться различные арабские сказки. Люди тоже активно наслаждаются. Многие взрослые казахи плавать не умеют, но с удовольствием играют в мелкой части. Молодое поколение более продвинуто в этом отношении и чаще всего плавать умеет.

Завершается вся эта красота совершенно непредсказуемым моментом опускания солнышка за горизонт, форма солнышка при этом может быть разная, от серпа до шляпы.

В завершение можно полюбоваться морскими судами, заходящими в порт или выходящими из порта.

В общем, все удовольствия, чего и вам желаем.

Прогулки по Актау — 2

В очередной раз мы выбрались в центр города. Было несколько целей — посмотреть монумент, посвященный Великой Отечественной войне, зайти в краеведческий музей. На первой фотографии — здание музыкально-драматического театра,

монумент Победы в войне — напротив него. Чувствуется, что за монументом ухаживают.

Когда ездили на Устюрт в мае, то вдоль дороги было много плакатов, посвященных дню Победы. Сейчас мы видели хороший джип, за рулем которого — молодой казах. Возраст — около 30, т.е. вся его осмысленная жизнь уже протекала при независимом Казахстане. Сзади — довольно традиционная для наших машин наклейка — «9 Мая — помню, горжусь». Стал приглядываться — да, в Казахстане встречаются. Не так часто, как у нас, но есть.

Недалеко от монумента и краеведческий музей. Познавательный. Одно плохо — раздел современного Казахстана в некоторых залах — только на казахском. Но посмотреть всё равно есть что — например, как выглядит настоящая казахская юрта. У бурят — другая. Про чумы коми и зырян совсем молчу.

Немного ещё про дорожное движение. Оно плотное, но водители соблюдают правила практически все. Почему? Штрафы приличные. В разговоре с нашими туристами-водителями звучала информация о штрафе 11 000 руб за превышение скорости в пределах населённого пункта, 12 000 руб (в пересчёте на тенге, естественно) за разворот через сплошную. Видели, что происходит с теми, кто не пропускает пешехода на перекрёстке. Мерседес, ехавший перед нами, остановили, долго разбирались. В результате минут через 15 с этого мерседеса скрутили номера и машинку подцепляли на эвакуатор. Рассказы некоторых товарисчей, что полицейские в Казахстане аж кидаются на русские номера и начинают угрожать денежными потерями мною не подтверждаются. ЖПС-ников (Жол-Патрульдык полицыясы — Дорожно-Патрульная полиция в переводе) видели много и в городах, и на трассе. Несколько раз выезжали на рынок — вот уж где столпотворение машин и всё время полицейские машины дежурят и останавливают нарушителей — и ничего. Правильно едешь — претензий к тебе нет. Да, самое главное! У них нет 20-километрового люфта скоростного режима! Написано «максимальная скорость 60 км» — значит, столько и едь. Поедешь 70 — приедешь к штрафу.
Выезжали и на гастрономические радости. Хотели попробовать хорошего плова, в ресторане в меню был, но…. Готовят только на бригаду в 10 — 12 человек и по предварительному заказу. А нам посоветовали хороший ресторан «Хает», который специализируется на узбекской кухне. Съездили, попробовали — ах, вкуснота — после отдохнули на приморском бульваре, напротив ресторана. В результате в этот ресторан через пару дней съездили ещё раз, ещё себя побаловать. Машину оставили в кармане дороги. Подходим — стоит группа полицейских у машины и о чём-то спорит, что-то записывают, руками на машину показывают (ну и не только на машину). Испугался было, но оказалось — они просто решали, где предупреждающий знак ставить. Через несколько поездок наконец нашли, где в городе продают шубат (это такой кисломолочный напиток из верблюжьего молока). Нам понравился, и мы этого шубата в общей сложности в несколько заходов выпили почти 15 литров, понятно, что примерно дней за 10. Наливали в 5-литровую бутылку, брали с собой в номер и ставили в холодильник, потом несколько дней пили. Местные обычно забегают, выпивают пиалку свежего и бегут дальше. Кстати — очень приятный и очень опасный, если им увлекаться, для женщин напиток! Верблюжье молоко не менее 5% жирности, так что шанс поправиться очень даже есть.
Ну и в заключение — немного про местных человеков — невидимок. Воистину — лицом к лицу лица не увидать.

Это у дорожных рабочих форма такая — все так ходят!

Часть вторая. Окончание отдыха и предвкушение отправления домой.

Хоть скоро уже и уезжать, а ходить купаться на пляж и любоваться закатами тоже надо. Приходится заставлять себя. Но ничего, не так долго надо себя уговаривать. Закаты последние дни перед началом обратной дороги просто бешеные — рука с фотоаппарата не слазит.

Всё хочется запечатлеть. Кто просто купается, кто любуется.

Девочка перед волнами писала своё пожелание вернуться ещё. Естественно, и её сфотографировал.

За день до отъезда выехали в город, чтобы заправиться перед дальней обратной дорогой. Привыкли заправляться на Казмунайгазе — бензин, по отзывам, качественный. А нам на заправке говорят — 95 бензина нет, только по топливным карточкам. Какие-то там проблемы. Потом спросили у нас, насколько мы далеко ехать должны и залили полный бак с канистрочкой — всего около 50 литров, пожелали хорошей дороги. Кстати, недавно прочитал — что в связи с топливным кризисом в Казахстане этой осенью был довольно крутой разговор в правительстве.
«Назарбаев по предложению Правительства объявил министру энергетики Казахстана Канату Бозумбаеву выговор».
Кроме того, премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев поручил снять с должности вице-президента «КазМунайГаза» Данияра Берлибаева и объявить выговор главе «КазМунайГаза» Сауату Мынбаеву за неудовлетворительное состояние рынка ГСМ.
Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2334633.html
Читал также, что приличную часть Казмунайгаза в конце лета купили китайцы.
В общем, с приключениями, но к дороге подготовились. В последний день немного штормило, но вода была очень тёплой. С удовольствием оторвался в волнах — давно не получал столько удовольствия. Всё как полагается — с подныриванием под гребни, с мощными попытками волн утащить обратно, с пеной, лезущей в нос и уши. Оторвался по полной, немного отдохнул, сдали номер — и в путь!

Часть Третья. Домой! Но не сразу, а с отвилками.

Бросив заключительный взгляд на море и ответив на молчаливо заданный на стульях вопрос «Каласыйн ба?\Хочется?» — да, хочется приехать сюда ещё — тронулись в путь дорогу домой. Но! В плане записано, во-первых, посмотреть-таки на горы Мангыстау попристальней с более правильной точки зрения, а затем, следующее по порядку, но не по важности — подъехать к любимым меловым горам рядом с чинком Устюрта и полюбоваться ими. Ну что же: сказано — надо выполнить. День жаркий, +35, но жара переносится легко. Воздух сухой, дует умеренный ветер. Виды — перед вами. Или резко прочерченные меловые склоны гор Мангыстау, или ровные линии полуразрушенных каменных шаров на склонах. Едешь и диву даешься. А под вечер наконец доехали до давно предвкушаемого места — белых гор Устюрта. Подъехали прямо под них, правда, дорогой (подъезжали уже по грунтовке, от шоссе несколько километров) чиркнули бампером по бугорку и сшибли задний номер. Заметили это только уже в конце, у скал, но ничего, подобрали номер на обратном пути. Быстренько поставили палатку, оттрапезничали и стали готовится к фотосессии — по плану часа через 2 после захода солнца должна взойти луна. Вот интересно будет посмотреть на скалы в лунной подсветке!

Отвилка ГЛАВНАЯ. Устюрт.

Вечереет. Начинается самое интересное время. Ведь после того, как зайдёт солнце, у нас есть почти два часа до восхода луны! Значит, можно поснимать как чисто звёздное небо с некоторым шансом на Млечный Путь, так и залитые лунным светом меловые скалы. Сразу прикидываются места для наиболее оптимальной установки штатива, определяются ракурсы, куда снимать. Достаются все наличные источники света (а их много). Ну вот, наконец, стемнело, и можно начинать. За суетой и любованием незаметно пролетели полтора часа и вот она, долгожданная Луна! Как преобразилось место! Появился какой-то азарт — а вот сюда, а вот сюда объектив направить! Хотя хочется не снимать, а просто молча стоять и любоваться. Правда, любуешься в одного, а если фотография получится — то можно любоваться многим. В общем, вам судить — получилось или нет. Смотреть, конечно, лучше в полном разворачивании.

Отвилка ГЛАВНАЯ.
Устюрт-2. День.

После ночного любования красотами сон нас, конечно, сморил. Но утром мы были готовы к новым видам. Ещё раз посмотрели на луну над белыми скалами и пошли любоваться. Конечно же, впечатляют не только художественные извивы белых стен, но и тени, которые эти стены отбрасывают. Так что — смотрите! Лучше, конечно, в полный экран.

Отвилка ГЛАВНАЯ.
Устюрт-3.

Идём вдоль меловой стены и просто удивляемся. Формы скал не просто впечатляют — они полностью разбивают имеющиеся у многих шаблоны. Ну, нас красотами и чудесами природы удивишь, конечно, но ахать «этого не может быть» мы не будем, так как знаем: Может быть всё, что угодно, надо только хорошо поискать. Ну вот, например, на фотографии можно увидеть и окна в стенах, и почти египетского сфинкса, и кулак, который из под земли грозит неведомым нарушителям, которые могут поползти с красками на стены с целью написать сакраментальную фразу «Петя, 2017» (Пети, это не про вас, а для примера!) В общем, давайтесь диву!.

Отвилка ГЛАВНАЯ.
Устюрт-4.

Вдоль этих потрясающих меловых скал можно ходить часами, можно просто сесть на высохшую верблюжью колючку и впитывать нерукотворные чудеса.

Некоторое неудобство при сидении первые полчаса будет не замечаемым, так как все чувства будут впитывать этот уникальный уголок протяжённостью во много километров. Идёшь вдоль скал и даже не знаешь, куда надо смотреть — то ли на причудливые формы рядом с тобой, то ли под ноги, где можно увидеть очень много интересного — окаменелые остатки той живности, которая жила в этом много миллионов лет назад исчезнувшем море.

Под ногами можно увидеть россыпи из обломков белемнитов, а при внимательном смотрении под ноги можно увидеть и окаменелых морских ежей, а точнее, их окаменелые панцири. Можно увидеть и более современные останки — например, кости верблюда и его череп.

В общем, фотографий этого места можно предоставить очень много, я за несколько часов наснимал их там почти 1000, и отфильтрованных/выбранных получилось заметно больше 100 штук. Но этой порцией фотографий просто заставляю себя прекратить показ, а то всё кажется — вот эта хороша, а вот эта просто великолепна! Да все хороши, но и надоедать тоже неохота.

Часть Третья. Домой!
По прямой дороге Казахстана.

Как ни красивы меловые скалы Устюрта, но надо с ними расставаться. Правда, чтобы немного скрасить горечь расставания, заехали полюбоваться каньоном.

Дорога, естественно, грунтовая, по пустыне, ну и на очень коварных кустиках пробили колесо.

Достали запаску, сменили — и снова на асфальт, всё ближе и ближе к дому. Недоезжая до Бейнеу километров 50 — 70 полюбовались первой речкой за 700 км.

Правда, пить из неё нельзя абсолютно — солёная, и очень даже солёная, вода солонее, чем в Каспии. В Бейнеу решили не останавливаться и поехали дальше, ещё километров 170, до небольшого посёлка Боранкул, которое нам запомнилось огромным караван-сараем (в Казахстане пишется немного не так, но смысл понятен).

Номера всякие — например люкс (с душем, туалетом, весьма большой комнатой) — 6000 тенге, простой — 4000. Большая столовая, работает почти круглосуточно, в ней столуется много работников (что-то там прокладывают), готовят просто, но вполне вкусно. Тут мы в последний раз на ужин пили столь полюбившийся нам шубат. В небольших посёлках безнал не работает, так что наличные при себе иметь просто обязательно.
Утром не преминули заснять ремонт нового грузовика — с веселыми подначками друг друга — и тронулись дальше, домой, хотя до него ещё больше 2000 км.

Читать первую часть путешествия: Устюрт 2017

Запись опубликована в рубрике Казахстан с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.