Устюрт 2017

Mikhail Yanchenko

Часть первая. Сборы и отъезд.

Весна, май, сплав. Традиционное начало лета. В этом, 2017 году решили его сделать нетрадиционным, хотя изначально всё шло по накатанному: В плане – изначально — продолжение сплава по реке от точки, где закончили в прошлом году. Потом пошли отклонения – а может быть, немного сменить реку? Поплыть по другой? А потом и ход конём – а что, если – в жару, в сушь, на Устюрт, да на автомобиле? Тем более, что для Устюрта есть два приятных сезона – начало мая и конец октября. А в другое время – или сильно жарко, или сильно холодно.

Со списком продуктов ничего делать не надо – просто добавили туда 5 литров молока долгого хранения. С маршрутом – надо почитать, что люди пишут, сопоставить с тем, что сами знаем. Почитали. Многие отчёты москвичей пришлось отбросить сразу – уж больно они однообразны. Вкратце – маршрут взяли у друзей, поехали на джипах, по дороге встречали ослов на каких-то сраных машинках, вот фотографии нас на фоне джипов, какие мы крутые. Что видели, какие условия – данные практически отсутствуют. Очень понравился отчёт харьковских велотуристов – много полезной информации. В частности, по расходу воды – у них уходило 6 литров в день на человека. Хорошо иллюстрирован. Понравился отчёт пермяков на Шнивах. Скупо, но конкретно. По описанию – необходимо иметь запас бензина. Общий вывод по изучению отчётов и карт – ехать можно, есть много интересных мест не так далеко от асфальтовой дороги. По Google Earth дополнительно подробно рассмотрели те места, куда едем. Есть грунтовки, есть. Значит, проберёмся.
После долгих расспросов определились с маршрутом. Яндекс предлагал через Актобе – 2300 км в один конец. Вроде ничего, но дьявол в деталях – почти 400 км этого маршрута – грунтовка по бывшему асфальту. Так что маршрут изменили и нитка стала такой: Екатеринбург – Месягутово – Уфа – Оренбург — (пересечение границы) – Уральск – Атырау – Бейнеу – Актау. В один конец 2600 км. Получается 3 дня дороги, чтобы не до упора пилить. Ночлег – в палатке, где место понравилось. Что ещё из снаряжения – газовая портативная плитка, канистры на 60 литров бензина, бутылки на 45 литров воды и трёхлитровка Вятского кваса.
Выехали утром. Прохладно (пока). Километров через 200, уже в Башкирии, остановились размять ноги. Классический пейзаж – грязная дорога уходит в поля.

В Казахстане этого не увидеть – где мы ехали нет ни полей, ни грязной дороги. Пыльная дорога – есть. Пошли стенды с рекламой – через 4 км тебя ждёт рай земной, где есть всё (в представлении дальнобоя).

Проехали еще километров 150 и остановились набрать воды в источнике Кургазак. Сразу дам описание — Кургазак (башк. Ҡорғаҙаҡ) — ручей, минеральный источник, вытекающий из отрогов горного хребта Каратау на левобережье реки Юрюзань. Находится в Салаватском районе Башкортостана, в 3 км к югу от курорта «Янгантау», возле села Комсомол. Вода в нём вкусная, заполнили все имеющиеся ёмкости. Заодно и напились. Приезжают туда и свадьбы. Почему-то пьют своё, а не минеральную воду. Непонятно.

Какое-то время проехали вдоль реки Юрюзань. Красиво. Потом – 100 км по М5 до Уфы. Самое неприятное место во всём маршруте – едешь в сплошном потоке фур, машин по узкой дороге, а навстречу тоже сплошной поток. Просто надо ехать в потоке и не выделываться. Видели одного такого – всё время пытался обогнать. Обогнал, ушёл вперёд – и что? Перед Уфой уже стоял, воткнувшись в другой автомобиль, и гайцы описывали ДТП. Хорошо хоть, только железо помято. Но когда тебе ни за что въезжают в багажник – обидно, как минимум? Плюс расходы и время. Ехали до вечера и заночевали в степи за Стерлитамаком.

Ночь прохладная, но приятная. Завтра – граница. В предвкушении пересечения и отбились.

Немного про дороги Казахстана

Ещё немного про дороги Казахстана.

1. Дорогу там переметает не снегом, а песочком.

2. Не верьте, что через 15 км. будет ёлочка, там будет такая же голая степь.

3. А вот с миражами там хорошо. Много миражей, и часто дорога просто теряется в небе.

И ещё про дороги Казахстана.

Дорогу могут перебегать суслики (их много, и заразы такие, кидаются почти под машину), могут корсаки (степные лисицы), про верблюдов и лошадей я уже упоминал. Могут степенно пересекать дорогу черепахи (не заснял, больно быстры).

Дорожные знаки — старые идут на русском, новые — с латинским дубляжом. В общем, понятно и то, и другое.

Часть вторая. Казахстан – дорога.

Утром встали, поели, поехали. Ехать хочется быстро, но не получается. Весна, дорожники развернули ремонт дорог. Дело нужное, но продвижение замедляет. Где-то просто объезд, где-то попадаешь под светофор и ждёшь, пока дойдёт до тебя очередь. Постепенно добрались до Оренбурга, объехали его сбоку и выехали уже на прямую дорогу до Уральска. Ещё 100 км – и вот она, граница. Прохождение заняло чуть больше часа (и то потому, что на мне система немного зависла и паспорт проверяли минут 10) – с заполнением бумажек и получения ОСАГО для Казахстана. Собственно, получение страховки – самый долгий и дорогой момент, за 2 недели пребывания пришлось отдать почти 2 тысячи. При пересечении нам не смогли точно сказать, сколько дней нам можно без регистрации – 5 или 30. Сказали, что ближе к месту зайдёте в местный отдел полиции и зарегистрируетесь. Природа «за границей» изменилась – исчезли деревья, видна ровная степь. Дорога испортилась – такое впечатление, что её не чинили ещё со времени СССР. Проехав несколько км по этому «хайвею», увидели отходящую вбок (указателя нет) хорошую дорогу. Ломанулись туда. Это — правильное решение. Объезд через Аксай около 50 лишних км, но по времени – выигрыш. Часа за 3,5 ( с отдыхом) доехали до Уральска, его объехали и — к Атырау. Дорога хорошая, со знаками – скупо. Например – стоит знак ограничения скорости до 90 и внизу зона действия – 37 км. И всё – больше знаков ограничений не будет все 40 км. Жилья мало, от посёлка до посёлка – по 100 и более км. И везде – трубопроводы, линии электропередач, далеко уходящие в степь. Например, стоит указатель – «задвижка 27 – 10 км». А иногда и расстояние не указано. Виды вдоль шоссе – степь, полупустынная степь, по которой ходят верблюды и лошади. По краям дороги – суслики стоят. Сначала вдоль дороги идут лесозащитные полосы, потом и они исчезают – голимая степь без единого кустика. Постепенно доехали (на 3-й день) до Бейнеу, где решили зарегистрироваться, как в наиболее близком населенном месте к Устюрту. Нашли отдел полиции, а у него – народу, жуть! Переклички, запись на вход. Таджики и узбеки, очень многочисленные, получают разрешения на право работы. И я, с красным Российским паспортом – на отдых. В общем, пошёл вне списков. На входе долго переспрашивали, с какой целью (слово туризм непонятно), в журнале записали «миграция» и направили в кабинет № 2. В кабинете, только подошёл со своим рассказом, сразу сказали: «Граждане Киргизии, Армении, Белоруссии, России – тут служивый задумался и сказал – и Украины, как России (создалось такое впечатление, что он Белоруссию, Россию и Украину считает одной страной) могут пребывать на территории Казахстана без регистрации 30 дней». Пожелали приятного отдыха, хорошей дороги и попрощались. Ну и мы поехали дальше – уже скоро первая остановка на нашем маршруте – каньон на плато.

Часть третья. Первый каньон, или – Началось!

По дороге от Бейнеу можно заметить, что мы уже начинаем подниматься к плато – дорожка идёт по холмам, поднимается, а вниз спусков гораздо меньше. Проехав километров 100, увидели речку, текущую в небольшом каньоне. Живописно, но у нас в планах – первый большой каньон, на карте он выглядит очень даже серьёзно. Ладно, на обратном пути посмотрим.
Едем, сверяясь с картой – чтобы не проскочить. Как оказалось – не проскочили бы. Начало каньона подходит прямо к шоссе. Всё, сразу ищем съезд, отъезжаем по грунтовке около километра – хватаем фотоаппараты – и в разведку, так как каньон – рядом. Посмотрели с края, прикинули, как сначала пойдём поверху, потом спустимся, посмотрим снизу, и обратно. Заложили на осмотр 3-4 часа. И пошли. Жарко, интересно. Сверху видно хорошо, что каньон уходит далеко, потом выполаживается, углубляется, при этом вскрывает слои разного цвета, которые ярко выделяются на в общем-то достаточно однотонном полотне. Любители всюду ездить на джипах проложили дорожку, которая уходит вдаль. А мы далеко не пойдём, а посмотрим тут, благо есть что. Есть крутые обрывы, есть камни замысловатой формы, на дне кантона видны какие-то подозрительные лужицы. Продвинувшись около километра по краю, подошли к месту, намеченному для спуска. Видно, что до нас, естественно, ходили, аж несколько троп протоптали. А мы выбрали свой путь и пошли вниз. Что увидели внизу – в следующем «мемуаре».

Часть третья — продолжение. В каньоне.

По склону средней крутизны (выбрали такой, а не обрыв) спустились метров на 100 – 150 (по вертикали). Уже на спуске можно почувствовать, как это сказывается на растительности. Стали появляться небольшие деревца, появилась свежая трава, со склона на дне каньона видно какие-то зачатки ручья. Под ногами бегают (быстро-быстро) ящерицы-круглоголовки. Если сам замрёшь, а потом начинаешь медле-е-ен-но — ме-е-ед-ле-е-ен-но к ней приближаться, то она внимательно на тебя смотрит, но сама не двигается. Можно подобраться поближе. Но чуть дёрнешься – и всё – умчалась. Вода, которую мы видели сверху, действительно есть – вот только пить её нельзя. Солёность почти как в Мёртвом море – на краях этого еле сочащегося ручейка выступает корочка соли. Найдено место, где ручеёк образует углубление, и возникло решение принять ванну – вода достаточно тёплая. Вроде полежать удалось совсем немного – а ощущение себя изменилось. Действительно, и кожа стала шелковистой, и косточки как-то по-другому скрипят – более мелодично, что ли. Воздух пропитан запахом соли и верблюжьей колючки вместе с саксаулом. Ощущения просто непередаваемы. На Урале такого нет и быть не может, сравнить не с чем. По стенкам каньона разбросаны всякие чудности – дырявые шары, камни очень разных очертаний. Много черепах. Мозговитые создания – при попытке к ним приблизиться они быстро (!!!) залезают в глубь какого-нибудь куста с колючками и в центре этого куста фиксируются лапами. И не достать их никак, даже до панциря на дотронуться – куст мешает! Черепах просто много! Даже птички какие-то летают. Жизнь – кипит, и только нам здесь не очень уютно – жарко и хочется пить. Но ничего – ещё немного пройдём по низу каньона и начнём выбираться наверх. Дорожку уже прикинули – тоже нам по силам, возвращаться к месту спуска не нужно.

Часть третья — окончание. В каньоне.

Потихоньку продвигаемся вверх по каньону. Уделяем внимание живности – например, как не сфотографировать позирующую круглоголовку – довольно крупную, к тому же. Камни, лежащие в каньоне, очень живописны – изъедены потоками воды и ветром. Черепахи то разбегаются по кустам, то реагируют очень спокойно, а некоторые даже «улыбаются», когда гладишь их по панцирю. Впечатление от всего увиденного очень простое – странное место, однако. Не привыкли мы к таким. Но, собственно, за этим и ехали. Поднялись обратно на плато, и двинулись дальше, за новыми впечатлениями.

Часть четвёртая. Вот они – чудеса! Начались.

Ехали мы, ехали – и наконец, доехали. Вот он – западный чинк (обрыв, окончание плато) Устюрта. Дорога плавно спускается на равнину. А по бокам – пейзажи, пейзажи! Проедешь метров триста – остановился, посмотрел. Ещё триста – вышел, посмотрел. Рядом с нами остановилась фура с номерами из Латвии, вышел из неё такой весь из себя холодный прибалт (вот прямо как их даже на карикатурах или ещё где рисуют, до того типичный), подошёл к краю дороги – и что я услышал? «## твою мать!». В общем, учите русский! Вдруг молотком по пальцу попадёте или восхищение надо будет понятно выразить. Но в комментариях (если такие будут) попрошу всё-таки без крайних выражений одобрения.

Часть четвёртая. Продолжение 1. Среди долины ровныя.

Спустились с плато, отъехали сколько-то там километров, съехали с дороги и поехали уже по хиленькой грунтовочке в «точку наблюдения». Наконец, нашли место, которое понравилось и мы остановились, развернув палатку. Сразу после приезда – короткая прогулка под закатным солнцем. Вот всё перед нами – знаменитые такыры, которые напоминают асфальт, но под слоем закаменелой глины может прятаться такая чудесная грязь, что машина, проломившая корочку, может так и остаться посреди такого глиняного «поля-ловушки» весьма надолго, а то и навсегда. За такыром видно красивую белую стену из меловых отложений, очень фигурно разъеденную потоками воды, которые тут бывают по весне и осенью. Впечатлил и закат – столбы по бокам солнца будто бы предвещают приличный холод, но жара вокруг не даёт в это поверить. Главное, немного размялись, а завтра – пойдём терзать глаза и фотоаппарат всякими красивостями уже вблизи.

Часть четвёртая. Продолжение 2. Идём к стране белого света.

Утро, как обычно, выдалось ярким и ясным, аж глазам больно. Перекусив «чем достали из багажника», пошли к белым скалам. По дороге, которая отсутствует, ведь мы просто идём по кустикам и такырам, можно даже найти цветы – как они ухитряются расти в этой абсолютно бесплодной глине? В некоторых местах «земля» просто усыпана очень характерными штучками – окаменелостями. Это остатки белемнитов – существ, живших в море много-много миллионов лет тому назад. Некоторые не знающие товарищи называют их окаменевшими зубами акулы – но на самом деле белемниты были родственниками (далёкими) кальмаров. А белые стены всё ближе и ближе – и вот мы подошли прямо к ним. Теперь наша задача – идти вдоль этого белого обрыва и удивляться, удивляться, удивляться (фотографировать, фотографировать, фотографировать). И кое-что их этого выставить на ваш суд.

Часть четвёртая – пунктик 3. В стране белого окружения.

Идём вдоль стены. С одной стороны – это стена. С другой стороны от неё отходят «продолжения» в виде отдельных холмов, часто причудливой формы. Стена тоже блещет своими архитектурными изысками. Особенно много их в тех местах, где есть уходящие вглубь ущелья. Они могут быть разыми – от 10 до 50 метров вглубь этого белого чуда. И самое главное – среди этой, казалось бы, безжизненной пустыни есть жизнь – эти же круглоголовки и черепахи. Не искали их специально, но по дороге штук пять попалось.

Часть четвёртая – продолжение 4. В стране белого света.

Желание в этом месте одно – как минимум раздвоиться, а лучше – расчетверится. Хочется забежать в узкую щель, где, не смотря под ноги, можно наступить на черепаху – и ещё вопрос, кто больше испугается. Хочется отбежать от этой щели и постараться охватить взглядом все те чудные формы, которые создали потоки столь редкой в этих местах воды. Хочется гладить белоснежные стены, но хорошие качества этого мела быстро отбивают эту охоту – рука становится белой-белой и эта «краска» плохо удаляется. А на твои метания снисходительно смотрят обитатели этих мест – черепахи. Им смешно – ну чего тут бегать, суетится – спокойно двигайся куда тебе надо и наслаждайся окружающим. Вот ещё бы знать, куда же тебе надо – и туда хочется забежать, и сюда проникнуть, и здесь глянуть. И всё это под ярким слепящим солнцем, отражающимся от белоснежных стен так, что закрывать глаза не помогает – даже если опустишь веки, то эти белые изваяния всё равно видны, и только через несколько секунд они постепенно уходят, размываются. Снова открыл глаза – и снова начинается фантасмагория.

Часть четвёртая – продолжение 5.

Голова кругом – а что делать? Ведь кругом красиво.

Думал, всё, завяжу с фотографиями белых скал, хотя их ещё много осталось, и просто свалю все в альбом, и не смог. Вспоминаю своё состояние там – что-то невообразимое, глаз видит, а мозг отказывается понимать и так зудит беспрерывно «не может такого быть, не может…». Потом, правда, мозг начинает одним, логическим полушарием, приговаривать «это реальность, если не веришь глазам, можешь подойти и потрогать». А на самом деле просто хочется сесть, и опершись спиной на то, во что не веришь, молча впитывать в себя эти ни с чем не сравнимые арт-объекты. Что, собственно, и произошло. Выбрав место в тенёчке и поживописнее, просто впал в «миросозерцание». И выпал из него с огромной неохотой где-то через полчаса – ведь надо ещё походить и посозерцать. Краткие выжимки из этого – для вас.

Часть 5. Дальше, к новым свершениям!

Ну прям социалистический лозунг получился, ну и что? Выбрасывать из обихода хорошие слова не собираюсь. Взяв себя в руки, всё-таки решил остальные фотографии меловых стен Устюрта выложить позже и в альбом. А здесь – про дальнейшее продвижение.
Поехали, и желание – тут же остановиться и снова фотографировать. Такие интересные кадры – то небольшое фамильное кладбище на фоне стены, то лошади пасутся на фоне уступов.

Про кладбища – это отдельные надо экскурсии делать, такие тут встречаются уникальные объекты. В общем – у меня создалось впечатление, что если порыться по кладбищам около крупных городов, то минимум 15 Тадж-Махалов найти можно, и ещё много усыпальниц будет, которые этот Тадж-Махал превзойдут. Кстати, а почему Тадж-Махал, его что, тоже таджики строили?

Вечером отъехали от дороги километра на два в чудесную долинку. Тепло до полного безобразия. Мы выехали от себя – у нас ещё снега в лесу немеряно, а здесь от тепла просто расслабляешься до того, что утром для прогулки на холмы, выходя из палатки, кроме фотоаппарата и ботинок ничего не одеваешь, да и не хочется!

А места – своеобразные. У дороги стоят указатели – «памятник истории 14 века» со стрелкой куда-то туда. Ни километража, ни что это такое. Решили проверить – отъехали порядка 10 км по грунтовке, а там видно, что когда-то давно, в этом-самом веке стоял караван-сарай (кстати, сейчас они называются «Херуен-Сарай», во всяком случае, видели мы у дороги такие надписи на местных гостиничках).

Посмотрели на прекрасные виды с места расположения этого памятника истории и поехали к следующему пункту интереса – долине каменных шаров.

Часть 6. В долине каменных шаров

Едем. По карте – место, где надо сворачивать с шоссе на грунтовку и по ней километров через 10 будет то, к чему мы стремились – долина каменных шаров. А тут ещё и группа лисапедистов слева подтягивается. Наверно, они тоже туда – надо спросить. Спросили – куда путь держат – оказывается, туда же, к шарам. На вопрос – а как поедете – сейчас, ответственного за дорогу спросим. Подошла девочка, стали смотреть их дорогу. Оказывается – едут по чьему-то треку, на резонный вопрос – а почему не вот так едете, тут короче километров на 6, ответ был простой – а мы не знаем, вдруг собьёмся. И спрашивают – а у вас карта есть? И уточняют – красивая карта? Ну что тут скажешь – группа московская, её точность карт не интересует, лишь бы красиво. В общем, мы поехали по карте, а они – по треку. Где-то часа через 1,5 мы видели, как они проезжали рядом с нашим лагерем, но мы уже шарились по шарам. Долина эта тянется километров 30, и все 30 км она усеяна вот такими шарами по 2 или 3 метра в диаметре. Пошатались, посмотрели на камушки. Вечером, сидя у палатки, получили дополнительный бонус – над долиной показалась радуга, что весьма нехарактерно для этих мест, но очень красиво выглядит. Над нами дождя не было, так что любование было ещё и безопасным.

Часть 7. Она же и последняя. Домой!

Поехали, поехали! Хоть во дороге и открываются интереснейшие виды во все стороны – всё равно мы уже приближаемся к дому.

По дороге заезжаем покупаться на речку, что относительно недалеко от Бейнеу. Хорошая речка, вода тёплая и очень солёная – солоней, чем в море.


Кожа после неё очень шелковистая, а на дне речки можно найти очень интересную грязь, которая пахнет нафталанской нефтью. Намазался, несколько минут постоял местами чёрный-пречёрный, потом смыл в этой же целебной воде. Ну и ещё одна фотография, что не всё «так жутко» в Казахстанской степи. На фотографии – цветущий саксаул. Мне понравился.

Ещё 1000-километровый рывок – и мы уже дома, в России. Тут всё уже родное, даже если это Оренбургская область. Насладились закатом на берегу настоящей пресной реки, и названия сёл уже родные – Старая Отрада или Кривлеилюшкино.А в Башкирии уже и родными Уральскими горами можно насладиться. Ура, мы дома!

Читать вторую часть путешествия: Каспий 2017

Запись опубликована в рубрике Казахстан с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.