Магнитские разломы. Таинственный Урал.

Сергей

Магнитские разломы мы обнаружили, когда планировали свое путешествие в Ахматовские копи. Пытаясь найти местоположение Ахматовской копи по спутниковым снимкам, нас заинтересовали странные трещины земной коры под поселком Магнитка. Настолько это выглядело неправдоподобно, что мы решили обязательно посетить это место.

Магнитские разломы

Магнитские разломы, нажмите для увеличения

Эти трещины земной коры оказались техногенными разломами земной коры после взрыва рудника, так называемые Магнитские разломы.
Магнитские разломы. Место таинственное и странное. Эти гигантские техногенные разломы поражают воображение. Самое первое чувство при виде этих трещин: страх…

А как еще можно стоять на метровом перешейке между двумя 20-метровыми провалами…

Что здесь должно было произойти, что бы появились такие трещины в земной коре?

Приехав домой и погуглив, мы нашли ответ на вопросы о возникновении этого жуткого техногена, но еще больше вопросов осталось без ответа, т.к. нет никаких достоверных документов о том гигантском взрыве, только рассказы из третьих уст…

Вот видео-репортаж о нашем путешествии:

Как добраться здесь: Разломы под Магниткой. Кто расколол Уральские горы?

Все фото здесь:

А теперь история о том, что здесь произошло:

В 1754 году у горы Моховой братья Мосоловы приобрели у башкир за 50 рублей «Кусинское место», богатое рудами. После подавления Пугачевского бунта сюда переселили из Златоуста 50 крепостных крестьян. Новый владелец московский купец И. Лугинин основал здесь Кусинский завод. Его первая продукция – железные скобы, гвозди, топоры… Только спустя 8 лет началась выплавка чугуна из местных руд и выпуск чугунных отливок.
В «Горном журнале» за 1877 год названа деревня Александровка. Несколько изб здесь было построено еще в середине XVIII века. На верхнем бревне сруба одного из домов выдолблена надпись «1775». Первые жители села – ссыльные из центра России. Они строили Кусинский завод, рубили лес, жгли уголь, копали руду. И сейчас можно найти в тех местах старые, заросшие лесом, горные разработки.
В 1827 году Василий Турукин открыл Ахтенское месторождение бурых железняков. Так как руда залегала близко от поверхности, добычу ее вели с помощью кирки и лопаты, без применения взрывчатки, глубина карьера доходила лишь до уровня грунтовых вод. Руда шла на Кусинский завод. Рудник работал с перерывами, рудокопы терпели большую нужду.
А в 90-е годы XIX века начался промышленный подъем. Металлургические заводы работали на древесном угле. Для него требовалось большое количество дров. Лесорубы Златоуста шли по восточному склону Таганайский гор, кусинские – по западному. Встречались на горе Юрма, где и работали печи, снабжающие углем Златоустовский и Кусинский заводы.
На горе Юрма берет свое начало река Куса. Справа впадают в нее притоки Изранда, Юважелга, Навыш. На берегу Изранды и находится деревня Александровка. А слева впадают в нее еще три притока: Первая Шумга, Вторая Шумга, Третья Шумга. Здесь и обосновались лесорубы. Строили печи на хуторе Ковалева. Древесина доставлялась от Юрмы сплавом по реке Кусе, а уголь везли на лошадях через Назменскую гору в Златоуст.
В годы Советской власти уголь заменил привозной кузнецкий кокс. Затем печи постепенно закрылись.
Кусинское месторождение титано-магнетитов (Кусинские магнитки) было открыто в 1801 году, но оно не разрабатывалось из-за тугоплавкости руд. Лишь с 1928 года началось систематическое его изучение и детальная разведка, в связи с началом разработки магнитного месторождения титано-магнетита, появился рудник «Магнитка». Сплавы с титаном применялись для изготовления деталей реактивных двигателей скоростных самолетов, подводных лодок. Титан нашел применение в производстве красок и титановых белил.
Начиная с 1930 года, на Магнитке велась добыча руды. Руду в начале добывают с поверхности земли с помощью кувалды. Большие её куски везут на лошадях до станции Златоуст и Кусинский завод. Многочисленные обозы круглогодично везли руду с Магнитки. В 1931 был построен посёлок и железная дорога Титан-Ай. Чуть позже построена дорога Магнитка – Куса. С началом проходки штолен были привлечены к работе и спецпереселенцы — люди, ограниченные в своих гражданских правах и в принудительном порядке выселенные с места постоянного проживания в специально отведенные поселения (спецпоселки, трудпоселки), находящиеся под гласным контролем органов внутренних дел. Снабжение продуктами для них велось плохо. Среди спецпереселенцев вследствие резкого истощения был высок уровень смертности. Не выдерживая таких условий жизни, многие спецпереселенцы целями семьями пытались бежать на прежнее место жительства. Для разработки рудника не хватало ни людей, ни животных.
Из штолен руду вывозили на лошадях. Многие лошади находились всю смену под землей. От чего слепли. Освещение в штольне было свечное или в лучшем случае карбидный фонарь, а иногда полная темнота. Лошадьми по рельсам возили до 5 вагонеток с рудой. Вес каждой вагонетки около двух тонн. Если вагонетка сходила с рельс, её при помощи ваги и чурок возвращали на место ценой больших усилий. При этом лошадь в лучшем случае травмировалась. В штольню коногон с лошадью заходил не менее 10-15 раз за смену. В те годы в конюшнях посёлка, по свидетельству местных жителей, было до 80 лошадей. После Великой Отечественной войны на рудник было проведено электричество, и подъём руды стал осуществляться автоматически.
Рудник работал, углубляясь всё ниже и ниже, тело залежи оказалась крутопадающим до 83 градусов как выяснилось в результате разработки месторождения.
К середине семидесятых годов ХХ века рентабельность добычи руды резко сократилась,
Рудник работал до 1972-1973 годов. Рудоуправлением было принято решение отработать оставшиеся целики «новаторским» способом — «схлопнуть» залежь с помощью многотонного взрыва, а руду добывать открытым способом в карьере. После взрыва две горы разломились как буханки хлеба, глубина внешних видимых разломов поражает, в некоторых местах достигает 70 метров глубины, с краю обрыва не видно дна. Магнитские разломы видны даже на фотографиях со спутника. Существует и подземная часть, как у айсберга, более грандиозная и таинственная. Подземная часть, по некоторым данным, достигает глубины 500 метров.
Попасть в подземную часть разломившегося рудника можно только с риском, имея соответствующее альпинистское снаряжение и определенную подготовку. Мы в подземной части разломов не были, видели лишь входы. Но пошарив в интернете я нашел несколько отчетов диггеров (http://nitrogen-777.livejournal.com/9643.html ) которые меня впечатлили.

Это Урал, детка

Это Урал, детка

Это Урал, детка

Это Урал, детка
Со времен покорения Урала Ермаком, все «новые хозяева» здешних мест относились к Уралу как к месту временного пребывания. Не собирались тут жить эти «хозяева», любая добыча полезных ископаемых на Урале велась варварским способом, не жалея ни людей ни тем более природу. Это продолжалось и после прихода рабоче-крестьянской власти, и продолжается до сих пор.
При проектировании карьера, ради которого взорвали две горы, его закладка оказалась невыгодной.

Запись опубликована в рубрике Южный Урал с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.