Моя Мексика. Марина Волкова. Март — апрель 2008 г. страница 1
29.03.08. Археологический комплекс Теотиуакан – «Город Богов».
Про логику.
Серьезная литовка подошла к гиду: «Я не понимаю, зачем они засыпали пригодный к жилью дворец и тут же поверх него стоили новый! Где логика?» Гид терпеливо объясняла, что у древних была логика не прагматизма, а логика природы, и свои действия они подчиняли природным циклам: закончился один цикл, пора прощаться со старым, разрушать его и строить новое. Дама выслушала недовольно, еще раз повторила свое «не понимаю» и полезла на пирамиду Солнца.
Радует, что у моих современников с логикой тоже проблема: сотни землян лезут в несусветную жару на 60-метровую пирамиду и, гордые собой, спускаются вниз.
И для этого подъема-спуска еще едут через полмира за немалые деньги. Вот бы удивились ацтеки такому поведению потомков: пирамида-то обезглавлена, храма на ее верхушке давно уже нет. Плохо с логикой у потомков!
29.03.08. Археологический комплекс Теотиуакан.
На вершине желания сбываются.
Решив пережить свою непричастность к нелогичному человечеству, со вздохом полезла по крутым ступеням и я. «Ничего, долезу, желание на вершине загадаю, все-таки поближе к Солнцу». Разумеется, после такого подъема (плюс долгий перелет плюс разница во времени плюс жара под сорок) тебя покидают все мысли, даже самые дурацкие. На самом верху пирамиды стоит полицейский. Спрашиваю: «Можно сфотографироваться вместе?» Улыбается: «Можно!» Уже спустившись, вспоминаю про желание. А что: пожелала сфотографироваться с полицейским – и сфотографировалась!
29.03.08. Археологический комплекс Теотиуакан.
Этот день – день ритуальный!
Залезть на пирамиду. Порадоваться, что подъем закончился. Сфотографироваться. Слезть. Бегом на следующую. Повтор цикла. А высота пирамид, между прочим, до 65 метров. А температура – до 40 по Цельсию (вообще-то в Мексике считают жару градусами по Фаренгейту). И расплывшееся воображение уже не хочет никем заселять Дорогу мертвых или искать следу неземных цивилизаций в строгой геометрии построек. Лучше об этом почитать в прохладной тиши кабинетов, например, вот это:
ТЕОТИУАКАН
29.03.08. Археологический комплекс Теотиуакан. Народный рынок.
Текила из агавы.
Текила=Мексика. Мексика=текила. Минимальная формула для крутых российских мачо. Простота получения текилы их бы вдохновила: надрез на агаве дает четыре литра сока утром и четыре – вечером. На следующие сутки начавшую бродить жидкость уже можно пить как легкое пиво-бражку. Чем дольше она стоит, тем крепче. В каждой местности – свои добавки и свой вкус алкоголя из агавы.
29.03.08. Археологический комплекс Теотиуакан. Народный рынок.
Начались камни.
Первое нашествие продавцов мексиканского народного творчества началось еще у гостиницы в Мехико. Потом – у подножья пирамид. А на территории рынка рядом с товаром демонстрировался весь процесс изготовления масок.
29.03.08. Археологический комплекс Теотиуакан. Народный рынок.
Заборы – не мексиканское достояние.
Заборы в Мексике делают в основном для скота – чтоб не разбредался по чужим землям. Рядом с домом ограждения скорей декоративное, чем защищающее от чужого сглаза. А заборы из кактусов делают для туристов, для забавы – вот, мол, как у нас бывает!
29.03.08. Археологический комплекс Теотиуакан.
Самое нужное для туристов слово.
Самое часто слышимое и часто произносимое слово в США – «ес». В Мексике приходится чаще всего отвечать «но». На испанское «нет» мексиканцы обязательно удивленно переспросят: «Но?». На повторное «но» отойдут предлагать товар следующему туристу.
30.03.08. Мистическая уютная Мексика и ее гид.
С гидом повезло!
От гида во многом зависит восприятие страны. Возможно, будь нашим экскурсоводом мужчина, мы бы увидели Мексику страной революций, войн и кровожадных ритуалов. Но нашим гидом оказалась обаятельная Люба Смирнова, и Мексика в ее подаче выглядела страной по-женски уютной, теплой и понятной. В Любиной Мексике народы и времена гармонично уживались друг с другом, а комфорт группы для самой Любы значил куда больше, чем факты древней истории.
30.03.08. Любины байки.
Страна – это ее язык.
Люба время от времени развлекает туристов местными байками. Например, мексиканская поговорка в ее пересказе звучит так: «Если заболел, выпей текилос. Если не вылечишь болезнь, то хотя бы про нее забудешь».
30.03.08. Любины байки.
О мексиканской пунктуальности.
Мексиканские приветствия привязаны строго ко времени. До полудня — «Буэнос диас!», но если в 12.02 вы скажите «Буэнос диас!», вас поправят: «Буэнос тардэс!». Но на этом любовь к точности у мексиканцев кончается. В гости и на деловые встречи принято опаздывать, иногда можно и совсем не прийти. Обещания можно давать, но не обязательно исполнять. Но во всеобщей непунктуальности есть и исключения: если ребенок опоздает в школу хоть на пять минут, ему придется прогулять весь день: ровно в 7 утра (так рано начинаются занятия в мексиканских школах) ворота в школу закрываются.
30.03.08. Любины байки.
Самые страшные водители в Мексике.
Самые страшные водители в Мексике – это мамаши, везущие своих детей в школу к 7 утра. Страх опоздать побеждает страх перед полицейскими. Полицейские с беспределом мамаш смирились.
30.03.08. Любины байки.
Как в Мехико за чистый воздух боролись.
Несколько лет назад в Мехико развернулась кампания по борьбе с загрязнением воздуха. Автомобилистам предписали использовать машину не более пяти дней в неделю – два дня автомобиль должен был стоять и тем самым экономить чистый воздух. Это благое намерение привело к резкому увеличению числа автомобилей: семьи стали покупать второй автомобиль. Каждый из автомобилей честно ездил лишь пять дней в неделю согласно полученной бумажке, но на семью в целом получалось не пять, а десять автомобиле-дней в неделю!
P.S. И кто говорит, что Мехико – самый грязный город мира? В Челябинске они не были!
30.03.08. Любины байки.
Про спорт и футбол.
В Мексике любят спорт. А из всего спорта больше всего любят футбол. Если новости спорта идут по телевидению 30 минут, то 25 из них будут отданы футболу, а 5 – остальным видам спорта.
P.S. А футбольные поля встречаются действительно по всей Мексике, даже в глухих бедных деревушках. И в выходные народ действительно играет в футбол.
30.03.08. Религия и Мексика.
Про мексиканскую веру.
На вопрос о религии, распространенной в Мексике, Люба ответила: «Кто-то больше католик, чем язычник. Кто-то больше язычник, чем католик». В одной и той же церкви в одном углу может идти служба, а в другом разыгрывается весьма странный обряд с песнями. На крыльце еще одна группа поет, а недалеко от входа установлена витрина с пластмассовыми человеческими зародышами на всех стадиях беременности. Плакат над витриной призывает отказаться от абортов.
30.03.08. Пуэбла – «город Ангелов».
Сахарные домики.
Символом города вполне можно считать «сахарный домик». Так, по легенде, когда-то был назван дом, построенный влюбленным юношей по капризу разборчивой девушки. «Постоишь дом, который мне понравится, — выйду за тебя замуж!», — эти слова из пуэблской сказки, похоже, произносились всеми девушками города. Весь город – словно пряничный домик. И содержание домиков соответствует их виду: целые улицы сладостей – маленькие магазинчики с огромным количеством самых разнообразных вкусностей и вручную расписанной посуды!
30.03.08. Веракрус. День семейный.
Про любовь.
«Главное в Веракрусе – традиции, а не архитектура», — предупредила нас Люба. А традиции здесь такие: веракрусцы сосредоточенно счастливы. Просто и искренне счастливы. Это их основной процесс, их основное состояние. Вечером весь город гулял. Если гуляет российский город – это значит, дети и старики сидят дома. Веракрус гулял семьями. Повод для гулянья был тоже семейный – последний день школьных каникул. А еще хорошая погода (а плохой тут не бывает), любовь (а без нее тут не живут) и просто вечер! Семьи шли и светились счастьем. Тут и там играла музыка, пели, танцевали, клоуны развлекали народ, цветные фонтаны переливались под классическую музыку… И можно было просто ходить, смотреть, слушать и напитываться этой атмосферой любви и покоя!
30.03.08. Веракрус.
Мексиканские сериалы – правда!
В Мексике с восторгом понимаешь, что мексиканские сериалы – правда! Правда не по содержанию, а по тому накалу и постоянству любви, в которой живут мексиканцы. Веракрус в этом смысле – просто квинтэссенция Мексики, сконцентрированная любовь! Вот идет женщина лет за 40-50, даже не идет – чапает, гордо неся впереди внушительный живот, а посмотришь на нее – и сразу видно: она – любима! Она чапает себе и светится вся! И мужчина стоит у лавки, а на нем словно написано: его дома ждет женщина, и он про это помнит постоянно. Наш автобус ехал по Мексике как инопланетно-траурный: большинство семейных пар сидели рядом молча, вовсе и неинтересные друг другу. А мексиканские пары того же возраста глаз друг от друга оторвать не могли, и что-то нежно друг другу говорили, и светились все, и радовались детям-внукам… А молодые парочки – те вообще не переставали целоваться.
30.03.08. Любины байки.
Про мексиканские семьи.
За мужчинами в мексиканской семье всегда последнее слово: «Да, дорогая, сейчас сделаю!». А, кроме шуток, мужчины женщин уважают, а тещ – вдвойне: ведь это мать жены. Любимым женщинам по традиции заказывают песни у марьячи, а на важные мероприятия (в храм, например, или на базар) возят в тележке трехколесного велосипеда – незаменимого транспортного средства! И надо видеть, с какой гордостью восседают в этой тележке женщины!
30.03.08. Любины байки.
Про комплименты.
Мужчина говорит женщине: «Ты моя худенькая!». И это комплимент. А если другой мужчина говорит другой женщине: «Ты моя толстушка!», это тоже комплимент. Мексиканский мужчина говорят женщине правду, и говорит он ее с любовью. Он женщину любит не за худобу или толщину, он ее просто любит.
31.03.08. Любины байки.
Про сектантов.
Люба рассказывает, что в последнее время в Мексике появилось много новых религиозных группировок из США. Самые навязчивые – свидетели Иеговы. Они действуют как террористы: если открыть им дверь – не отцепишься. Люба с порога заявляет им: «Мы православные!». Свидетели на минуту замолкают, и этого времени хватает, чтобы захлопнуть дверь.
31.03.08. Любины байки.
Про медицину.
В Мексике есть частная и государственная медицина. Частная очень дорогая, а государственная – очень плохая.