Ещё раз о мельнице Алексея Кузнецова

Юрий Латышев

yulat-33

Всем известна старая открытка под названием «Мельница Д.В. Кузнецова».

Однако эта мельница была построена не Дмитрием Васильевичем Кузнецовым, а Алексеем Васильевичем Кузнецовым, его братом. Родоначальником династии Кузнецовых был троицкий купец 1-й гильдии Василий Ильич Кузнецов, имевший четверых сыновей: Алексея, Дмитрия, Александра и Владимира. Самый старший из братьев, Алексей Васильевич, в 1904-05 гг. строит мельницу на западной окраине Челябинска. Самому Василию Ильичу принадлежала паровая крупчатая мельница в Троицке, было хозяйство в Миасском заводе. Где-то в 1910 году Алексей умирает, владельцами его мельницы значатся три оставшихся брата – Дмитрий, Александр и Владимир Васильевичи, а в качестве директора-распорядителя указан Дмитрий Кузнецов, самый старший из троих. Вот почему на этой открытке, вероятно изданной после 1910 г., и указан в качестве владельца Д.В. Кузнецов..

После революции старое здание мельницы постепенно обстраивалось и надстраивалось. Так оно выглядело до начала 1960-х гг.

yulat-34

Затем был достроен пятый этаж.

yulat-35

yulat-36

yulat-37

yulat-38

yulat-39

14 апреля 2014 г.

yulat-40

27 ноября 2015 г.

yulat-41

В библиотеке предприятия «Союзпищепром» (Свердловский пр., 40а) есть несколько альбомов, посвященных истории старой мельницы, а затем крупозавода.

yulat-42

Помимо чисто производственных и складских помещений на территории мельницы находились небольшие деревянные помещения для хранения тары, отходов и различных материалов. А несколько в стороне стояла конюшня-каретник, где содержался грузовой и легковой конный транспорт.

Мельнице принадлежали четыре деревянных дома, в которых проживали: доверенные хозяина, крупчатник, механики, конюх и приказчик, ведавший зерновыми, мучными и прочими складами, а также закупкой зерна и сбытом муки. Зерно закупалось на базаре непосредственно у крестьян. Крестьянин, продавший зерно, сам вёз его на мельницу и сам выгружал, предварительно взвесив на мельничьих весах. Мука реализовалась главным образом в собственных лабазах хозяина в Челябинске. Небольшая часть вывозилась в горнозаводские районы (Златоуст, Куса, Сатка). Все транспортные операции по доставке на мельницу разных грузов и вывозу продукции обеспечивались гужевым транспортом подрядчиков-ломовиков Суриным и Павловым, имевшим договоры с хозяином мельницы.

Для рабочих квартир не было, жили, где придётся. Мельничная территория была огорожена деревянным забором, внутри территории – от улицы до корпуса мельницы и зернового амбара – дорога была замощена булыжником.

Первоначально мельница была оборудована на сортовой помол с выработкой муки первого, второго и третьего сортов, с отбором манной крупы. Суточная производительность составляла 1600 пудов (26,2 т) зерна или 1200 пудов (19,7 т) муки. Нагрузки на оборудование были очень малы, примерно 16 кг на 1 см мелющей линии.

В состав основного оборудования мельницы входили:
— Вальцевые станки «Бюллер» 1000 х 250 мм — 8 шт.
— Кроватные рассева «Доброво-Набгольц» — 6 шт.
— Круповейки «Салгирь» — 3 шт.

Зерноочистительное отделение было оснащено обычным для сортового помола оборудованием, но, помимо того, имело оборудование для замочки зерна. Силовая установка состояла из паровой машины «Бромлей» 160 индикат. л. с. (117-1190 кВт) и двух паровых котлов «Шестёрки» завода «Бромлей», площадью нагрева 40 кв. м и такого же котла завода «Ятес» площадью нагрева 70 кв. м. В машинном отделении имелась динамомашина. Мальница, склады и жилые дома освещались электричеством от собственной электростанции.

Проблемы у А.В. Кузнецова начались незадолго до его смерти, ещё в 1909 г.

yulat-43

yulat-44

Революционные события не обошлись без участия рабочих мельницы.

yulat-45

yulat-46

yulat-47

Художник Константин Соколов попытался воспроизвести события 1918 г., нарисовал даже недостроенную церковь на Солдатской площади, но воспроизвёл здание белых казарм так, как оно выглядело в 1970-е годы, а не в 1918 г.

yulat-48

yulat-49

Такой была территория мельницы в 1920-е годы.

yulat-50

yulat-51

Август 1996 г. Фото А. Скорикова. Место впадения бывшей реки Челябки, уже текущей в трубах.

yulat-52

В 1927 году Всесоюзным объединением «Союзхлеб», ведавшим тогда всеми ресурсами хлеба и продуктами его переработки в стране, было принято решение об организации в городе Челябинске производства крупы на базе бывшей Толстовской мельницы, в советское время называвшейся, как мельница №4 «Красноармеец» (в 1967 г. – крупозавод №11).
Первым директором крупозавода был коммунист Иштван Иосифович Беркеш, мадьяр по национальности (в 1967 г. – пенсионер). Попал он в Россию в годы первой мировой войны в качестве военнопленного, затем участвовал в боях на фронтах гражданской войны в рядах Красной Армии.

Акционерным обществом «Мельстрой» был разработан проект строительства нового кирпичного здания просозавода с выработкой из проса пшена. Проектом предусматривалось осуществление во вторую очередь взаимозаменяемой схемы для переменной переработки проса и овса с пристройкой здания для гидротермической обработки овса. Строительство началось в 1933 г. подрядной организацией «Хлебстрой». Прорабом был молодой техник А.В. Глазырин, умерший в 1939 г. Строилось здание самого просозавода, деревянный склад для проса и деревянный склад для готовой продукции. К этому времени уже работала ЧГРЭС, что дало возможность запроектировать в просозаводе электрический привод в 105 кВт и трансформаторную подстанцию мощностью 180 киловольт-ампер. Корпус завода строили кирпичный, а перекрытия предусматривались деревянные, на двутавровых балках из досок, с заранее заданной стрелой прогиба. Сразу же, при рытье котлована под фундамент, строители столкнулись с большими и непредвиденными трудностями: в некоторых местах строительной площадки оказались плывуны, не обнаруженные своевременно при геологических изысканиях. При сборке деревянных дощатых двутавровых балок доска употреблялась разной влажности, большей частью сырой, что привело в будущем к весьма трагическим последствиям.

В марте 1936 г. строительство было закончено и началась пробная обкатка оборудования. В нормальную эксплуатацию просоцех был сдан 15 апреля 1936 г. Проектная мощность цеха в 50 тонн в сутки вскоре была увеличена до 60 тонн в сутки. Первым мастером просоцеха был Блохин.Высыхание двутавровых балок под перекрытиями привело к их деформации. Трансмиссионные подвески принимали также разное положение, что вызывало нагрев подшипников. В ночь с 9 на 10 августа 1936 г. подшипники раскалились так, что в них вспыхнула смазка. От вспыхнувшей смазки воспламенились сухие промасленные балки. Потом загорелись деревянные перекрытия. Вскоре пламя охватило все этажи здания. Верхние перекрытия обрушились вместе с оборудованием на первый этаж. Пламя с такой быстротой охватило всё поддающееся горению, что прибывшие городские пожарные части не могли ликвидировать пожар.

В октябре 1936 г. начались работы над проектом восстановления. Пришлось сконструировать специальный железобетонный каркас независимо от стен и старых фундаментов, который должен был служить опорой для уже не деревянных, а железобетонных перекрытий. Восстановление цеха было закончено только в апреле 1941 г. С 16 мая 1941 г. был установлен штат этого цеха в 43 человека. В основном цех работал на привозном сырье. Просо завозили по железной дороге из Оренбургской, Кустанайской и Актюбинской областей. Мастером цеха был назначен В.Н. Гурьянов.

yulat-53

Оборудование, установленнное в помещении бывшей мельницы Кузнецова.

yulat-54

Падди-машины предназначены для выделения шелушеных зерен из смеси их с нешелушеными по различию физико-механических свойств.

yulat-55

yulat-56

yulat-57

Дом для работников администрации по ул. Труда, 150.

yulat-58

yulat-59

yulat-60

Дом для работников администрации по ул. Труда, 150.

yulat-61

Старые жилые дома работников завода.

yulat-62

yulat-63

yulat-64

Этот дом сохранился — ул. Труда, 150б

yulat-65

yulat-66

Сохранилась и труба постройки 1904-1905 гг.

yulat-67

yulat-68

1 — здание мельницы Кузнецова
2 — здание просозавода
3 — жилой дом по ул. Труда, 150б
4. — труба

http://yuvlatyshev.livejournal.com/

Запись опубликована в рубрике Южный Урал с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.