Путешествие к горам Тянь-Шань (Киргизия) 1 часть

Григорий Васильков

Часть 1. По бескрайним пустынным степям Казахстана

kirgiz-gr-01Часть 1. По бескрайним пустынным степям Казахстана

Идея отправиться в Киргизию возникла у нас спонтанно. Правило «Все лучшее происходит неожиданно» в очередной раз доказало свою состоятельность.
Первоначально боевая группа Клуба путешественников74 насчитывала всего двух человек – Григория Василькова и Александра Салихова. Впоследствии к нам присоединились еще два замечательных товарища – Елена Лузина и Александр Продченко.
Вчетвером нам предстояло за 12 дней проехать около 7000 км. по маршруту (Челябинск – Астана – Караганда – Алма-Ата – Жаркент – Каракол – Бишкек – Кызылорда – Орск – Челябинск).

kirgiz-gr-02

Цели путешествия были у всех разные. У меня – посмотреть на великие горные хребты Тянь-Шань и, возможно, взобраться на какой-нибудь безымянный 4000-тысячник. Елена Лузина мечтала увидеть поля красных маков; по времени они как раз должны были начать цвести. Александры – набраться новых впечатлений и отдохнуть. У всех четверых путешественников цели в итоге были достигнуты (правда иногда самым невероятным образом).

День 1. Челябинск – Астана

Ровно в полночь с 3 на 4 мая на автомобиле Chery M11 с полным баком бензина мы направились в сторону границы (КПП «Петухово»). Заранее купили страховку ОСАГО для Казахстана. Маршрут планировали из расчета прибытия на границу ранним утром и быстрого ее прохождения.

Астана

По России проехали быстро, прибыли на границу около 5 утра. Кроме нас была еще пара легковых автомобилей. Досмотр прошли минут за 30.

Сразу заметили технологическое превосходство российской границы над казахской. Автоматические шлагбаумы, ручные металлоискатели – список того, чего нет у казахов, можно продолжать долго. Заранее оговорюсь, что красивых казахских пограничниц мы тоже не увидели ни на российской, ни на киргизской границах, зато на обоих российских погранпостах глаз отдыхал 🙂
Вообще, граница – это такая квинтэссенция страны. Редко, когда первое впечатление обманывает. На казахской границе мы столкнулись со входом, расположенным дальше выхода, несмешными шутками, долгой проверкой фотографий. Столкнулись также и с чисто азиатскими пофигизмом и простотой – машину практически не досматривали (видимо, они понимают, что если бы что-то было, то российская сторона со своими техническими средствами это бы выявила), Гришу приняли за дембеля и давай давать ему советы о казахской Жол Полициясы.
А на нейтральной территории прямо перед самым погранпостом – яма размером с воронку от взрыва авиабомбы. Ну, это, пожалуй, к вопросу о гостеприимстве казахов к своим северным соседям.
Из действительно смешного было вот что. Саша Продченко взял с собой оба паспорта: и внутренний, и заграничный. Так вот российскую границу он прошел по внутреннему паспорту, а казахскую – по заграничному, чтобы не заполнять въездную декларацию, и потом долго переживал, что подаст не тот паспорт по пути обратно, а погранцы прицепятся к отсутствию штампа 🙂

Далее, после того как въехали на территорию Казахстана, поначалу везде мерещились казахстанские гаишники, которые по рассказам с форумов всегда останавливают автомобили с русскими номерами и беспощадно штрафуют. То ли это было настолько ранее утро, то ли все экипажи готовились к 9 мая, но всю дорогу в первый день (вплоть до Астаны) нас никто не остановил.

На самом деле, на пути в Петропавловск мы видели пустующий пост ГАИ, к которому через поле как раз в этот момент шел на смену работник полиции. Мы помахали ему рукой и с чистым сердцем поехали дальше, вглубь страны. Кто не успел, тот опоздал 🙂

Петропавловск – казахский город у границы с Россией, административный центр, насчитывает 210 тыс. жителей.

kirgiz-gr-04

kirgiz-gr-05

kirgiz-gr-06

Первое что заметили – город очень чистый. Ухоженные скверы, хорошие дороги, ночной досуг – и это только то, что мы заметили за полчаса. Город по населению небольшой, но очень уютный. Кстати, курсы обмена тенге на рубли более чем лояльные. По крайней мере, выгоднее, чем те, по которым я менял валюту в Сбербанке в Челябинске. А вот позавтракать в городе в 7 утра негде – все кафе открываются минимум в 9.

Вот вроде все просчитали, а таки не ожидали, что столь рано приедем – даже перекусить было негде!

Все утро и весь день провели в автомобиле, по плану должны были доехать до Астаны (443 км). От Щучинска до Астаны открыли платный восьмиполосный автобан, ограничение скорости до 140 км/ч. Протяженность дороги 220 км, всего по деньгам с автомобиля вышло целых 250 тенге (примерно 40 рублей). Впечатления от дороги прекрасные. Хороший асфальт, отсутствие экипажей ГИБДД, через каждые 40 км – съезды на места отдыха, с беседками, стульями и столами.

Как нам сказали, на автобане нет камер, а полиция не останавливает, т.к. мало где есть возможность остановиться на обочине, поэтому ограничения как такового нет. Самое интересное, что ни одного знака, устанавливающего ограничение, мы на этой дороге действительно не видели.
Справедливости ради стоит отметить, что в Казахстане много действительно хороших дорог. Они могут быть двухполосными, но очень приятного качества. Строится и недавно было сдано очень много новых дорог. Удивительно в этой связи, что дорога от конца озера Балхаш практической до самой Алма-Аты убита настолько… Создалось впечатление, что последний раз ее ремонтировали, еще когда этой страны не существовало. Никогда не забуду и дорогу от Актюбинска до Орска… Но об этом в другой раз.
В городах же покрытие просто идеальное, даже швов нет (правда, в городах поменьше далеко не везде есть асфальт, но разве у нас в России как-то иначе?).

Пейзаж за окном был однообразный до того момента, как въехали в Астану.

kirgiz-gr-07

Астана – столица Казахстана с 10 июня 1998 года. Фактически весь город с его небоскребами построили в чистом поле за десять лет. Сейчас население города превысило 1 млн. человек.

kirgiz-gr-08

kirgiz-gr-09

kirgiz-gr-010

Факт 1. Город не дотягивает по масштабу до Москвы, но Челябинск по сравнению с ним выглядит провинциальной деревней. По застройке чем-то напоминает Екатеринбург с восточным колоритом.

Я бы сказал, что напоминает Москву по стремлению казаться (не обязательно быть), но уж очень все помпезно и безвкусно, фу. Один президентский «дворец» чего стоит.

Факт 2. В центре городе практически все юноши ходят в строгих костюмах с черными галстуками.

Факт 3. В Астане до 2015 года тучами летали комары. Город расположен в низине и является природным ареалом обитания насекомых. Основатели Клуба путешественников kp74.ru г-н и г-жа Рыжкины строго предупреждали нас озаботиться средствами защиты от укусов. По приезду узнали, что мэр Астаны дал указание к EXPO-2017 от комаров избавиться. Как результат – за сутки пребывания в столице мы не увидели ни одного комара.

В Астане

Обедали в ТРК «Хан-Шатыр». Построен в 2010 году и считается символом новой Астаны. Является самым большим зданием шатрового типа в мире. Внутри по периметру курсируют вагоны детской железной дороги.
Здесь же выяснилась забавная особенность казахского гостеприимства. В меню даже самых дорогих ресторанов ни указывается ни состав блюд, ни выход порции. На все вопросы Александра П. «Грамм-то сколько?» был один ответ: «Нормально». В итоге не обманули, было нормально. Даже хорошо.

На самом деле, этот ответ преследовал Александра П. во всех ресторанах, кафе, забегаловках и пр. Казахстана.

В Астане

Далее небольшая прогулка по набережной и в гостиницу. Впечатлений на день хватило.

В Астане

В Астане

В Астане

День 2. Астана – Балхаш

На второй день нам нужно было проехать порядка 600 км через Караганду и остановиться на берегу озера Балхаш. Но до этого было запланировано посещение океанариума в Астане и парка развлечений.
Океанариум «Думан» открылся в 2003 году, всего насчитывает больше 200 видов рыб. Самым зрелищным является стеклянный туннель. Проходя по этому туннелю возникает ощущение, что гости идут по морскому дну, а всего в нескольких сантиметрах проплывают акулы и гигантские черепахи. Сходить однозначно стоит.

Океанариум «Думан»

Океанариум «Думан»

Океанариум «Думан»

При покупке билетов произошел курьезный случай. Каждому из гостей для прохождения в зону океанариума помимо собственно билета (порядка 500 рублей) нужно купить за 20 рублей пластиковую карту. Первым делом мы поинтересовались, можно ли эту карту будет вернуть. «Да-да, конечно, можно вернуть», — сообщила нам приятная девушка на кассе. По завершении экскурсии мы подошли на кассу, протягиваем карту, просим назад залог (ну, это мы думали, что это залог). Оказывается, вернуть карту, конечно же, можно, только деньги назад не возвращают. Будьте внимательны!

К сожалению, ни колесо обозрения, ни парк не работали, шла стройка (готовились к открытию EXPO). Поэтому мы поехали в центр города и попали…

kirgiz-gr-191

kirgiz-gr-19

На самый масштабный военный парад в истории Казахстана! Приехали мы практически к завершению, успели посмотреть на строй самолетов, выполняющих фигуры высшего пилотажа и раз 20 за полчаса услышать из колонок: «Благодаря досточтимому президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву…».

Это все разбавлялось непрекращающимися мелодиями песнопений из рядом стоящей мечети.

kirgiz-gr-20

Так сейчас выглядит набережная р. Ишим в центре Астаны.

kirgiz-gr-21

kirgiz-gr-22

kirgiz-gr-23

Примерно в полдень выехали из Астаны в сторону Караганды. Здесь начались бесконечные ремонты дорог и фирменное сочетание казахских знаков ограничения скорости: «90»-«70»-«50».
Зная о драконовских штрафах за превышение скорости старались везде соблюдать предписания знаков, но проблема была в том, что знаков отмены ограничений «50», а равно как и перекрестков, на трассе просто не было, поэтому фактически всю дорогу до Караганды ехали не больше 60 км/ч.
Дорога сложная, строятся повсюду развязки, трасса загружена. В Караганду приехали ближе к 18:00 и сразу заехали к нашим друзьям – в Додо-пиццу.

Для справки. Додо-пиццерии – чисто российский бизнес-проект Федора Овчинникова из г. Сыктывкара. Начинал он с одной пиццерии в 2011 году. Сейчас это международная сеть, которая объединяет 195 пиццерий, работающих не только в России, но и в Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Румынии, Китае и США.

Проект чем-то напоминает McDonalds, только более healthy food и с уклоном в производство пиццы. Смысл проекта в том, что ты можешь приехать в любую Додо-пиццерию в любом городе и тебе предложат стандартизированный качественный продукт.

kirgiz-gr-24

Практически в 100 метрах от пиццерии нашли главную достопримечательность Караганды – знак «Где-где – в Караганде». Больше смотреть было нечего, нужно было выезжать в сторону Балхаша, а это еще порядка 350 км.

kirgiz-gr-25

Дорогу от Караганды до Балхаша можно описать одним словом – степь. Двухполоска, где на 100 км. пути можно не встретить ни одного кафе и ни одной заправки. Просто. Голая. Степь. Для российского обывателя не привычно.

Здесь же случился первый неприятный инцидент с местными гаишниками. Была ночь, уже около 22:00. Из ниоткуда сзади включились фонари и с мигалками нас остановили у обочины. Подошел гаишник, пожал всем сидящим внутри руки (потом уже догадались, зачем нужен этот ритуал). Весело сообщил, что у нас превышение скорости на 3 км./ч. (при ограничении 100 км./ч. и нештрафуемом пороге в 10 км./ч. ехали 113 км./ч.). Штраф за такое предусмотрен в размере 10 МРП, что составляет 22 690 тенге или 4 131 рубль. Сравните с лояльными российскими штрафами.

Удивительно то, что даже в славящейся своей строгостью Германии превышение даже на 20 км/ч карается всего 35 евро, а ведь там уровень доходов населения значительно выше, чем в России, не говоря уже о Казахстане. И это еще и едва ли не самый дешевый штраф – меньше стоит только движение без включенных фар – «всего» 7 МРП. В общем, созданы все условия для коррупции, ведь даже для нас это большие деньги, а уж для местных, особенно из провинции – ОЧЕНЬ большие. Естественно, что все всё понимают, и предложение дать на лапу никак не вуалируется.

Оказалось, что машина ГАИ ехала за нами порядка получаса и постоянно отслеживала скорость. В среднем она не превышала 95-100 км./ч., и на одном из моментов, при спуске с горы, в долю секунды, выдала 113 км./ч. Все это можно было увидеть на видеорегистраторе ГИБДД.
На выбор было предложено возвращаться 100 км назад до ближайшей точки оплаты (точнее куда не сказали), либо отдавать права и ехать оплачивать штраф в Балхаш завтра с утра (гарантий, что за завтрашний день оплатим штраф с учетом выходных, не было). Третий вариант предусматривал сервис высшего класса – гаишники любезно согласились сами оплатить за нас штраф и взять небольшую комиссию. В итоге – 5000.

Еще до поездки, зная о порочной практике отъема прав у водителей за любые нарушения в Казахстане несмотря на законодательный запрет этого действа несколько лет назад (изымать права в Казахстане с недавнего времени можно только за нарушения, за которые возможно наказание в виде лишения прав), задал вопрос на сайте их дорожной полиции, распространяется ли сие правило на иностранных водителей, так как, насколько мне известно, единой базы нарушителей, как у нас, у наших южных соседей нет, соответственно, вопрос взимания штрафа при отъезде злостного неплательщика в Отчизну открыт. Ответа на мой вопрос нет до сих пор, при этом на все вопросы, заданные до и после моего, подробные ответы даются в течение 1-2 рабочих дней. Необъяснимо, но факт.

В Балхаше было решено вставать с утра рано и выдвигаться в путь, пока на трассе не появились экипажи ГИБДД. По сообщениям с форумов, у Балхаша их излюбленное место. С тем и заночевали.

День 3. Балхаш-Алма-Ата (Тургеньское ущелье).

Сервис в гостиницах на трассе всегда был не очень. На трассах в Казахстане – очень не очень. Зато по ценам вполне приемлемо (300 рублей с человека). Выехали в 7 утра. Ни одного экипажа ГИБДД не увидели. Зато увидели озеро Балхаш.

Балхаш

Балхаш

Балхаш – полупресноводное озеро на юго-востоке Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 14-е в списке крупнейших озёр мира.

Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать её замуж, Балхаш объявил, что выдаст свою дочь только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.

После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.

kirgiz-gr-28

kirgiz-gr-29

Отобедали около Сарышагана в безымянном доме-кафе, который выбрал ведомый исключительно чутьем автор этих строк. Один из лучших обедов за все время путешествия. Исключительная шурпа, лагман и рыба. Здесь же познакомились с путешественниками, которые сообщили, что дальнейшая дорога до Алма-Аты будет сложной.

Помимо хорошего обеда, научились сидеть за столом по-дунгански, то есть сидя на полу у низкого стола (можно растянувшись, а можно в позе лотоса). Очень, кстати, удобно. Рекомендуем.

Когда выехали из Сарышагана, попали в солевую бурю.

kirgiz-gr-30

После Шыганака нам нужно было проехать до Алма-Аты по М-36 порядка 200 км. Дорога исключительно плохая – двухполоска, постоянные ямы, странные знаки у дороги.

kirgiz-gr-31

Подкрасить знак Александру не дали.

Со знаками вообще беда. Очень много некачественных знаков, на которых значимая информация вместо того, чтобы ночью при свете фар быть максимально хорошо видна, просто сливается с фоном. В итоге даже при подъезде вплотную зачастую непонятно даже, что это вообще за знак – ограничивающий или информационный.

Примерно на этом участке пути удалось поймать интернет. Светлана Рыжкина настоятельно рекомендовала сфотографировать красивейшую цветущую казахскую степь. Мы сфотографировали.

kirgiz-gr-32

Говорят, что в 2017 году весна задержалась в Казахстане, поэтому ничего примечательно до Алма-Аты не увидели.

Примерно за 50 км. до второй столицы Казахстана появились Они. Горы.

Первая наружная гряда горного хребта Тянь-Шань. Ура!

kirgiz-gr-34

Непередаваемое зрелище. Высоченные вершины, сплошь покрытые снегом. Уральские горы по сравнению с ними – всего лишь маленькие дети. А ведь на фотографии всего 4000-5000.

В Алма-Ату приехали уже поздним вечером. Заехали к родственникам нашего водителя, Александра Салихова. Там нам порекомендовали съездить в парк Кок-Тюбе, с вершины которого будет видна вся столица.

kirgiz-gr-35

kirgiz-gr-36

Само посещение парка бесплатное. Можно прокатиться по канатной дороге, покататься на колесе обозрения. Вообще парк – это, в основном, тусовка молодежи Алма-Аты, по крайней мере, в 23:00 здесь было немало очень красивых девчонок.

Уже за полночь выехали из Алма-Аты в сторону Тургеньского ущелья, где мы забронировали заранее номера. Там по плану мы должны были отдыхать от дороги весь следующий день.

Тургеньское ущелье – это особая страница на карте Казахстана, поэтому дальше начались настоящие приключения.

SONY DSC

Продолжение:
Часть 2. Путешествие к горам Тянь-Шань (Киргизия) 2 часть. Сквозь горные реки к высоким скалам
Часть 3. Выбраться из Киргизии или АД на Казахской таможне. Автор Григорий Васильков

Григорий Gunslinger Васильков
Александр Салихов

Запись опубликована в рубрике Казахстан, Киргизия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.