Водонапорная башня

kp74ru

vodbash1

vodbash2

vodbash3

vodbash4Водонапорная башня появилась на восточной стороне Исторического сквера во второй половине XIX века. В то время на месте отслужившего своё монетного двора и механической фабрики возникли железнодорожные мастерские. Так что за историей башни — судьба первой для Екатеринбурга железной дороги. Да и сама по себе «жизнь» Водонапорной башни увлекает — знаете ли вы, например, что здесь когда-то была квартира?..

vodbash5
Водонапорная башня во времена железнодорожных мастерских. На фото вверху, кстати, сами мастерские (водонапорные башни устанавливались выше, чтобы создавать напор воды). Фото из архива Музея истории Екатеринбурга.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…

Первая в Екатеринбурге железная дорога была построена в 1878 году (магистраль Пермь — Екатеринбург). А в 1886 году было решено на месте механической фабрики построить ремонтные мастерские. Для этого сделали специальное ответвление от основной железнодорожной ветки, которую проложили через весь центр города, от улицы Восточной вдоль Покровского проспекта (сегодня улица Малышева) до механических мастерских. А для мастерских нужна была вода.

— Если объяснять бытовым языком, — поясняет научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков, — то водонапорные башни строились, как, собственно, и следует из названия, чтобы вода подавалась под напором. У башни было две основных функции — закачивать воду в котлы паровозов, «заправлять» их, и подавать воду к механизмам ремонтных мастерских. Рельсы, кстати, проходили прямо около башни.

…Сведений и интересных историй о Железнодорожных мастерских сохранилось немного. Но наше внимание привлекли интересные снимки, на которых вода сносит деревянные мостики возле зданий мастерских. Удалось найти статью исследователя Сергея Кашанского, который, ссылаясь на газету «Уральская жизнь», пишет: «Зима 1913-14 годов на Урале выдалась снежная. С 18 апреля в уезде повсеместно начались разливы рек и ручьев […] 27 апреля в Екатеринбургских железнодорожных мастерских напором воды испорчен главный водоспуск и турбина. 28 апреля потоком воды снесло два пешеходных, затоплен железобетонный и сдвинут железнодорожный мост»… Это, пожалуй, было самое громкое происшествие в мастерских. А так — они благополучно работали. Водонапорная башня исправно качала воду. Эта железнодорожная магистраль (и, конечно, мастерские) стали мощным толчком для развития города.

vodbash6

Узнаёте это место? Сейчас здесь прогулочная зона. А тогда были промышленные цеха. На снимке — как раз та весна 1914 года, когда пострадали технические постройки. Фото из архива Музея истории Екатеринбурга.

Махотин, у которого сорок жён

Железнодорожные мастерские съехали с этого места в 1946 году. А башня потеряла своё изначальное предназначение — из неё был демонтирован котёл, убрали трубу… и сделали в башне коммунальную квартиру. Вот уж точно — жильё в центре города.

— С 1947 года там жили люди, — рассказывает нынешний смотритель башни Геннадий Комков. — Жили, в принципе, неплохо — здесь было паровое отопление, удобства, правда, во дворе. На втором этаже проживала семья из трёх человек, вход туда был только по серпантину (по винтовой лестнице снаружи башни). А на первом жила семья побольше — из четырёх человек. По воспоминаниям жильцов, здесь в те годы была красота — вокруг цвела сирень, а уж какой вид открывался из окон…

В 1973 году, в год двухсотпятидесятилетия города, всю территорию Исторического сквера облагородили, отреставрировали. Жильцов расселили, а в башне организовал Метальную лавку известный художник Виктор Махотин. Он принимал от жителей города любые исторические металлические находки.

— Махотин был в Екатеринбурге человеком-легендой, — вспоминает Геннадий Комков. — Говорили, что у него сорок жён, столько же детей. И что он дарит всё, что попадается под руку, и при этом не становится беднее. И ещё поговаривали, что он на поездах объехал всю страну, причём «зайцем». Вот такой был человек… Он умер в 2002 году, и его место занял художник Иван Рыжков, который продолжил дело Махотина — продолжал собирать коллекцию. Он погиб в 2009-м, и после этого более трёх лет башня стояла «на клюшке». Без хозяина. 30 апреля этого года она вновь распахнула двери для посетителей. Я постарался сохранить атмосферу, которую здесь создали Махотин и Рыжков.

vodbash7

В 1978 года в башне уже разместилась лавка «Сувениры». Фото из архива Музея истории Екатеринбурга.

….Атмосфера в башне действительно удивительная. Живая история… Здесь есть и печатная машинка «ундервуд», и кандалы, и медные утюги, и весы, и прочие уникальные вещи. Самый старый экспонат лавки — секирный замок. Он, согласно оценке экспертов, ровесник Екатеринбурга.

——————————————————————————————

Досье «ОГ»

Дата постройки: 1886

Архитектор: не известен

Прежние названия: Водонапорная башня Екатеринбургских железнодорожных мастерских

Адрес: Угол проспекта Ленина и ул. Горького

Сейчас: Метальная лавка (филиал Музея истории Екатеринбурга)

http://www.ekbredline.ru/objects/vodonapornaya_bashnya

Запись опубликована в рубрике Средний Урал с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.