С легким чувством сожаления мы покидаем озеро и едем навстречу новым впечатлениям…
О! С восторгом останавливаемся на обочине — черепаха! Их мы тоже вчера не видели…
А дальше… они стали попадаться все чаще и чаще, переходя дорогу слева-направо, справа-налево… Разгулялись, в общем.
И бесконечные просторы, и бесконечные маки… Во все стороны, куда хватает взгляда…
Возвращаемся в Нурату: нужно накормить коней и осмотреть ее достопримечательности. В Нурате все АЗС закрыты — бензина нет. Ладно, оставим пока этот вопрос открытым…
Зная, что где-то здесь есть один из важных религиозных центров и место паломничества верующих, пытаемся уточнить дорогу к нему. Даже не зная названия, достаточно упомянуть про водоем с рыбками: да, да, вам вон туда!
На вершине холма как-раз-таки остатки крепости Нур, построенной Александром Македонским.
А у подножия расположен Комплекс Чашма, включающий в себя мечеть Джума, мазар Нур-Ата, хамом (баня)…
…колодец и родник.
Через весь комплекс Чашма вода из родника течет по арыку, в котором кишмя кишат стаи рыбок под названием маринка. Маринки также считаются здесь священными и есть их нельзя.
Говорят, что температура воды в священном Нуратинском роднике всегда постоянная: +19,5 градусов, и в воде обнаружено 15 микроэлементов, включая золото и серебро, благодаря чему вода не портится даже при длительном хранении.
Тут же рядом расположен небольшой рынок, где я обратила внимание, что лепешки в этом регионе уже другие, отличаются от самаркандских.
Самаркандские лепешки, честно говоря, мне пришлись не по вкусу. Хотя именно о них существует легенда, рассказанная нам, правда, уже в Бухаре. Я также озвучила, что мне не понравились самаркандские лепешки, и после этого последовал рассказ:
Самаркандские лепешки очень нравились Бухарскому эмиру, который однажды озадачил своих придворных и приказал, чтобы лепешки выпекались при его дворе.
Не долго думая, послали гонца в Самарканд за лучшим лепешечником: «Эмир приказал явиться!». Доставили его во дворец: «Будешь теперь печь лепешки здесь». Делать нечего, надо выполнять.
Но как ни старался мастер, не выходили лепешки такими же вкусными, такими же мягкими, как те, что он делал в Самарканде.
Лепешечник думал, что дело в муке Самаркандской!.. или в воде Самаркандской!.., а может быть дело было в тандыре из земли Самаркандской!..
Тогда все ингредиенты были доставлены мастеру, но вновь и вновь из тандыра выходили совершенно не те лепешки. В чем же дело? «Может быть, в воздухе Самаркандском дело?», — ломал голову мастер и придворные. Но воздух не перевезти…
Отпустили мастера, поняв, что бесполезно пытаться воспроизвести хлеб земли самаркандской. Как и раньше, продолжили доставлять лепешки. Так продолжается и до сих пор.
Но на вкус и цвет товарищей нет!.. Зато из-за ее (самаркандской лепешки) именно свойств существует рекомендованное нам еще в той первой кафешке, где мы испробовали вкусную самсу, блюдо Нохат-шурак по-самаркандски. Был сделан упор, что Нохат-шурак нужно пробовать именно в Самарканде. Мы опросили все кафе в Самарканде, но нигде его не готовили. В итоге одним из вечеров я вооружилась нетбуком и «пошла» в интернет в поисках рецепта. «Почему по-самаркандски? Дело в способе подачи этого ароматного блюда из баранины и нута. А подается оно на ломтях особой самаркандской лепешки…»
Разбавляя бесконечные просторы стали появляться вот такие живописные скалы:
продолжение на стр. 16